В православном календаре есть особые дни для поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами, они были установлены в первом тысячелетии.

За неделю до начала Великого поста церковь установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью. Не всем судил Бог одинаково отойти от земной жизни. Различные обстоятельства сопровождают смерть человека. Не всем удается умереть дома, покойно, среди семейства, друзей, с напутствием священника, с причащением Тела и Крови Христовых. Сколько непредвиденных, внезапных смертей похищает людей! Сколько утонуло в море, сколько сгорело в огне, сколько пропало совершенно неизвестно где, заблудившись в лесах, горах, пустынях, сколько людей сделалось жертвою голода, холода, хищных зверей! А эпидемии, войны, злые люди сколько похищают людей с лица земного! У всех ли таких умерших остается на земле кто-либо, чтобы мог молиться о них? И, наконец, все ли из оставшихся знают важность молитвы для умерших, да притом и все ли имеют одинаковые средства помогать умершим?

 Вот почему святые отцы церкви, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви. Основанием для установления мясопустной родительской субботы послужило то, что в воскресный день Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Великого поста, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех усопших праотцах, отцах и братьях наших от всякого рода.

 Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Приглашаю посетить святой храм святого благоверного князя Александра Невского в г. Темрюке и помолиться о своих усопших родственниках.

 

Настоятель храма святого Александра Невского,

протоиерей Виталий Колмык.