25 ноября в 19:15 по московскому времени от станции Железный Рог до станции Вышестеблиевской Темрюкского района прошел первый состав по восстановленному железнодорожному пути после аварии, произошедшей 24 ноября. Сход состава произошел в результате снятия стыковых накладок на трех пролетах железнодорожного пути.

Ранним утром 24 ноября состав из 69 вагонов-цистерн с сырой нефтью двигался по подъездному пути ЗАО «Таманьнефтегаз» на станцию Железный Рог. Машинист, увидев падение давления в тормозной магистрали, применил экстренное торможение. После чего направил помощника для выяснения причины произошедшего. Последние 17 вагонов отцепились, 12 из них сошли с рельсов. В результате падения сошедших с рельсов вагонов возникла искра, и в четырех из них произошло возгорание нефти, которая вытекала из верхних люков.

Выполняя инструкцию, машинист отвел состав на безопасное расстояние.

Первой на место аварии прибыла машина ПЧ-23 ст. Старотитаровской, которая организовала охлаждение вагонов и локализацию очага возгорания.

Сразу же за ними к тушению пожара подключилось аварийно-спасательное  формирование компании «Таманьнефтегаз» – ООО «ОТЭКО-ЦАСФ», а также привлеченные силы МЧС, пожарных команд Темрюкского района.

Всего в тушении участвовало 12 пожарных автомобилей. Была организована пенная атака, в результате которой возгорание было полностью ликвидировано в 9.30, а вся техника отведена на безопасное расстояние, выполняя функцию прикрытия при проведении работ, связанных с опорожнением цистерн, сошедших с путей.

По предварительным данным, из 12 опрокинувшихся вагонов вытекло в общей сложности 5-7 кубических метров нефти, точное количество определяется совместно с владельцем груза. Нефть разлилась в пределах железнодорожного полотна.

В ликвидации последствий аварии активное участие приняла компания «Юг-Универсал», которая на опасном участке провела профилактическую обваловку. Подтекание нефти из-под крышек было устранено силами ООО «ОТЭКО-ЦАСФ».

Сложная работа предстояла по возвращению опрокинутых вагонов в вертикальное положение, только так можно было откачать оставшуюся там нефть. Эта работа была выполнена в кратчайшие сроки силами работников аварийно-восстановительного поезда РЖД, также крана г/п 160 тонн ОАО «Тольяттиазот», спецтехники компании «Юг-Универсал». К установленным вдоль железнодорожного пути аварийным вагонам были подключены насосы, которые откачивали через люк нефть в автоцистерны, отвозившие их для слива в дренажную емкость цеха нефти и нефтепродуктов ЗАО «Таманьнефтегаз».

Кроме этого, была использована технология прямой перекачки: 3 насоса перекачивали нефть через временно проложенную магистральную линию длиной 400 м в поданные для этой цели порожние вагоны-цистерны.

Откачка нефти из аварийных вагонов была оперативно проведена ООО «ОТЭКО-ЦАСФ» при содействии «Краснодарнефтегаз-РН», «ТД-терминал», «Черномортранснефть», «ЭкоСпас».

6 автоцистерн для перевозки нефти были присланы из Темрюка, Славянска-на-Кубани и хутора Белого.

Таким образом, 25 ноября к 6 утра было вывезено 960 кубов нефти.

После этого вагоны были сняты с пути, освобождена территория для начала работ по восстановлению 200 метров железнодорожного полотна.

Одновременно приступили к санитарной очистке территории в зоне аварии и утилизации загрязненных шламов (земли, щебня), было собрано до ста кубических метров загрязненного грунта, который в соответствии с условиями договора между ЗАО «Таманьнефтегаз» и ЗАО «АЧ НПП СИРИУС» вывозился на подготовленную площадку на очистных сооружениях п. Сенной для последующей утилизации.

Благодаря слаженной и высокопрофессиональной работе штаба по ликвидации ЧС во главе с заместителем министра МЧС РФ по Краснодарскому краю С.Е. Капустиным, авария была ликвидирована в кратчайшие сроки, и в 15.30 по московскому времени 25 ноября движение по восстановленному участку пути было открыто.

ЗАО «Таманьнефтегаз» всегда прикладывала и будет прикладывать все возможные усилия для обеспечения высокого уровня безопасности на эксплуатируемых нами объектах, а также для обеспечения их бесперебойного функционирования. В этой связи несмотря на то, что последствия инцидента были сведены к минимуму благодаря своевременным оперативным мерам и четкому взаимодействию задействованных структур, нашей компанией будут предприняты дополнительные меры безопасности, направленные на усиление охраны подъездного пути.

Мария Кротенко,

начальник отдела по корпоративной социальной ответственности ЗАО «Таманьнефтегаз».

Мнения экологов

На месте аварии побывали и представители общественных экологических организаций Темрюкского района.

В частности, член Совета «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Вадим Новопашин отметил высокую степень профессионализма и оснащенность спецтехникой аварийно-спасательного формирования ЗАО «Таманьнефтегаз» и подразделений МЧС, принимавших участие в ликвидации последствий аварии, благодаря чему в кратчайшие сроки удалось потушить возгорание цистерн и локализовать розлив нефтепродуктов. «Можно быть уверенными, – подчеркнул В.Новопашин, – что при такой слаженной и профессиональной работе последствия будут полностью ликвидированы. А зная компанию и ее сегодняшнее отношение к вопросам экологии, не вызывает сомнения, что ущерб, нанесенный окружающей среде, будет возмещен».

Игорь Голубенков, сопредседатель общественной экологической организации «За спасение Тамани!»: «…С удовлетворением можно констатировать оперативность спасателей по локализации и тушении пожара, оперативно восстановили ж/д ветку, но необходимо принять все меры по обеспечению безопасности при транспортировке углеводородов и других опасных грузов не только на территории предприятий, но и по всей цепочке перевалки.»

Экспертную оценку дали и представители общественной экологической организации «Зеленый патруль». Как сказал Андрей Нагибин, председатель Правления ВОО «Зеленый патруль»: «Угрозы попадания нефтепродуктов в источники питьевого водоснабжения и в Керченский пролив нет, так как авария произошла в степной части полуострова Тамань. Экологической катастрофы нет. Наша организация в рамках программы «37 меридиан» две недели назад побывала в ЗАО «Таманьнефтегаз», где нами было отмечено полное соблюдение всех требуемых норм экологической и промышленной безопасности при эксплуатации терминала. Нарушений не выявлено. «Зеленый патруль» возьмет на себя контроль за развитием