Курортный сезон в Турции начался с трагического случая: водитель уснул за рулем, произошла авария, в которой погибли люди. Впереди летние каникулы, родители и дети будут отдыхать после рабочего и учебного года. Интенсивность движения в летний период увеличивается в несколько раз, большой приток отдыхающих, в том числе прибывающих в район на личном транспорте, порождает создание проблем в обеспечении безопасности дорожного движения.

 

Каждый водитель может вспомнить ситуацию, когда после многочасовой езды за рулем голова буквально падает, и, кажется, уже нет никакой возможности сопротивляться наползающему сну. Благоразумные водители съезжают с дороги и устраиваются на отдых, едва почувствовав приближение такого опасного состояния, но, к сожалению, так поступают далеко не все. Многие, пытаясь преодолеть сонливость, непрерывно курят, разговаривают с пассажирами, пьют крепкий чай или кофе, слушают музыку. Все эти приемы не всегда дают желаемый результат.

Нетрудно догадаться, что причиной утомления обычно бывает длительное непрерывное движение, а также недостаточные сон и отдых перед поездкой. Развитию этого состояния способствуют характер дороги, местности, скорость движения, интенсивность и плотность потока, время суток, погода и многие другие факторы, с которыми сталкивается водитель за рулем.

Экспериментальные исследования показали, что состояние утомления и сон за рулем никогда не возникают внезапно. Им всегда предшествуют совокупность признаков, как ранних, так и поздних. Так, в раннем периоде утомления появляется ощущение тяжести век, которые как бы слипаются, губы пересыхают, хочется пить, возникает шум и звон в ушах, тяжесть в голове и руках. В мышцах плечевого пояса и спине появляются болевые ощущения.

В ранней стадии утомления водитель нередко утрачивает чувство скорости, и у него подчас возникает ощущение неуправляемости автомобиля. Чтобы избавиться от этого ощущения, водитель то замедляет, то ускоряет движение.

В последнем периоде утомления очень хочется спать. Появляются судорожные и внезапные кивки головы из-за потери тонуса затылочных мышц. Вполне вероятны зрительные и слуховые галлюцинации, которые могут стать причиной неожиданного маневра. Затем наступает самая опасная стадия, которая характеризуется короткими периодами сна с открытыми глазами.

Наиболее эффективный способ преодолеть утомление – это соблюдать режим движения с кратковременными остановками на 20–30 минут через каждые 4–5 часов для физической разминки. Если водитель очень устал, лучше выбрать место для отдыха подальше от дороги и отдохнуть более длительное время.

Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средством в состоянии утомления, поэтому каждому водителю следует помнить признаки, предшествующие опасному состоянию, и никогда не оставлять их без внимания.

Н. Коляда, инспектор ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району, старший