С завершением  в 1864 году Кавказской войны Кубань вступила в период мирной созидательной жизни, экономического и культурного развития. Территория Кубанской области и ее административное деление в ней окончательно сложилось к концу 1860­х. Центром области оставался город Екатеринодар. Указом Александра Второго вся область разделялась на пять уездов: Баталпашинский (станица Баталпашинская сейчас город Черкесск), Ейский, Екатеринодарский, Майкопский и Темрюкский.  Городов в новой области немного:  Екатеринодар, Ейск, Майкоп, Анапа и Темрюк.

Все эти исторические  факты общеизвестны, но как­то подзабыты. Очень мало известно о городе Темрюке в эти годы.  Совершенно забыт первый темрюкский городской голова Франц Гутовский.  А ведь он управлял нашим городом  более 15 лет.

В Темрюкском музее, по словам научных сотрудников,  документов о Гутовском нет.  Хотя их, вероятно, нетрудно найти в архивах.

Еще до Кубанского сборника (и параллельно с ним) издавались «Памятные книги Кубанской области» (1874­1881 гг.), «Кубанские справочные книжки» (на 1883, 1891, 1894 гг.)  В них отставной подполковник Франц Людвигович Гутовский значится городским головой Темрюка в 1876, 1878, 1881, 1883, 1891 годах. В 1894 записан уже Назаров. Есть об этом  справка краевого архива, которую запросили,  когда Елена Чуприна писала книгу, а потом отдали в наш Темрюкский архив.  Руководитель Темрюкского архива Таисия Алексеевна Кванте говорит, что фамилия Гутовского встречается в архивных документах и пообещала разыскать сведения.

О военной биографии Франца Гутовского известно немного. Доцент кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета Олег Владимирович Матвеев ссылается на архив Краснодарского края: ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 945. Л. 73 об., когда пишет в работе «Поляки в укреплениях Черноморской береговой линии в 30­50 годы XIX века: история повседневности» следующее: «Поручик Франц Людвигович Гутовский, 36 лет, происходил из дворян Волынской губернии, римско­католического вероисповедания. Будучи юнкером 1­го Уланского полка Польской армии, попал в 1831 г. в плен и зачислен рядовым в Навагинский пехотный полк. Однако это не помешало ему выслужить офицерский чин, занимать должности батальонного адъютанта, а затем заведующего казенным инженерным имуществом в городе Анапа».

С апреля 1862 года Гутовский управлял станицей Варениковской,  затем  стал  городским головой города Темрюка.  Самоуправление в городах  тогда осуществляли выборные органы – городская дума и городская управа, работу которых возглавлял городской голова.

Пятнадцать лет Гутовский избирался головой и руководил нашим городом.  При нем в Темрюке открыты школы и училища, больница, возведены православные храмы,  развивался порт,  строились мельницы и маслобойни, в 1872 году открылся городской банк. В город приезжали люди из других губерний России – по данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Темрюке переселенцы составляли 34,2% жителей.  Развивалась культурная жизнь города – в городском саду с мая по сентябрь давали любительские спектакли с благотворительной целью, приезжали на гастроли драматическая и опереточная труппы.  Десятки мелких и средних кирпичных, черепичных, гончарных, пивоваренных, кожевенных,  бондарных, табачных,  пекарных,  столярных,  механических и прочих  мастерских не только удовлетворяли основные потребности населения, но и приносили налоги в бюджет города,  оказывали помощь Темрюкскому благотворительному обществу и различным попечительским комитетам.   В отчете за 1893 год помечено, что «ремесленники Темрюка состоят из местных жителей, не располагают никакими общественными имуществами или капиталами,  а каждый из них производит свое ремесло на свои собственные средства». Как рассказывает сотрудник Темрюкского историко­археологического музея Зинаида Павловна Чуванева,  в то время в районе Базарной площади города, на месте которой в 1934 году был разбит сквер имени Пушкина, находилось множество торговых заведений. На месте современных зданий универмага и школы искусств, между улицами Александровской (ныне улица Ленина) и Базарной (ныне четная сторона улицы Р. Люксембург) тянулись торговые ряды, состоявшие из различных магазинов и лавок с самыми разнообразными товарами. Здесь находился универсальный магазин Фигельмана, к нему примыкал мануфактурный магазин Калашникова и магазин одежды Деслера, бакалейный магазин Гинкова и галантерейный магазин братьев Рецких, обувной магазин Ляхова. Рядом с этими торговыми точками была городская управа.

Неизвестны подробности – как управлял городской жизнью, как находил общий язык с казачеством городской голова,  этот необычный человек, поляк по национальности, католик по вероисповеданию, военный по профессии.  Нет даже его  фотографии – внешность   можно предположить  только по фото его сыновей.

У Франца Гутовского была большая семья,  дети от двух браков. Младший сын Георгий родился, когда отставному подполковнику было 65!  Семейная фотография Гутовских – Францевичи  – с детьми, мужьями­женами. На фото вместе с членами семьи стоят и сидят няни детей и, вероятно, кто­то из  прислуги, что,  согласитесь, тоже говорит о семейном укладе Гутовских.  Вызывает интерес  мужчина с яркой внешностью (возможно, грек или черкес).  Это предположительно муж  Анны Францевны Гутовской.  Все Гутовские имели характерную внешность – у них глаза похожи на кофейные зерна –  с верхним и нижним веками одного размера. И все Францевичи были веселыми людьми, любившими шутки и розыгрыши.

Сохранилась такая семейная байка. В Темрюке у Франца Людвиговича был дом. Он стоял на круглой площади и имел широкий балкон или террасу. Гутовский,  будучи дряхлым, сидел там в кресле. Его дети, редкие хохмачи, подшучивали над стариком. Сын, проезжая мимо в пролетке, снимал шляпу и раскланивался. Старик спрашивал: «Кто это?» – «Это Ваш сын Станислав Францевич.» Старик здоровался. Сынишка делал круг по площади и сцена повторялась несколько раз.

Где эта улица, где этот дом… В то время в Темрюке было только восемь двухэтажных домов, большая часть – в районе Базарной площади и городского сада.  Совсем рядом был Воронцовский проспект (или Воронцовский бульвар) – нечетная сторона современной улицы Розы Люксембург, четная сторона называлась Базарной.

В смете расходов города Темрюка за 1887 год есть такая строка: «На ремонт бульваров, устроенных на Воронцовском проспекте и на месте 1­го квартала: назначено по предложению городской управы – 200 рублей, утверждено Думою – 400 рублей».  Газета «Кубанские областные ведомости» писала в 1899 году: «Стараниями интеллигенции и средствами г. Вафиади у нас теперь на бульваре устраиваются чуть ли не каждый день детские игры. И масса детей теперь имеют возможность качаться на качелях и гигантских шагах, прыгать через веревочку, играть в лошадки и т. д.»

На Воронцовском бульваре, полагаю, в том самом первом квартале, стоял  и дом богатых купцов и судовладельцев Вафиади, владевших пароходством.  Сейчас  в этом здании – милиция, теперь уже   полиция.   Вероятно, где­то по соседству жил городской голова, но никто не мог сказать мне, где именно. А городская управа располагалась на месте современного здания универмага и сохранилась старая открытка с ее изображением.

Что мне еще сказать? Наш простой казачий род пересекся с  поляками Гутовскими уже в 20 веке,  после Великой Отечественной войны.  Двоюродная сестра моей бабушки вышла замуж за Евгения Георгиевича Гутовского.  Получается, что первому темрюкскому городскому голове прихожусь родственницей, очень и очень  дальней,  как говорится,  седьмая вода на киселе.  Но забытые страницы истории Темрюка теперь воспринимаю как личный упрек. 

А забыто действительно многое. Откуда­то взялась легенда, что  Гутовского назначили управлять городом­портом, потому что он был морским офицером. Нашей родственнице Ирине Гутовской на ее запрос  сотрудники Темрюкского музея прислали письмо, где говорится, что Франц Гутовский был морским офицером.  Но Гутовский не мог быть им, потому что в Краснодарском краевом  архиве хранится  документ (ГАКК. Ф.350. Оп.2. Д.36. Л.2 об.­3 об.) о том, что 15 апреля 1862 года начальник Натухайского военного округа генерал­майор Павел Денисович Бабыч назначил начальником станицы Варениковской  Крымского пехотного полка майора Гутовского. Вероятно, именно с этого поста Франца Гутовского  «выдвинули» на должность градоначальника Темрюка.

Поиски сведений о Гутовском  ведет мой троюродный  брат (хотя правильнее сказать дядя, но мы с ним ровесники),  прямой потомок Франца Гутовского,  питерский архитектор Андрей Мушта.  Маленький мальчик в странной одежде на фото – его прадед  Георгий Францевич Гутовский, родившийся в Темрюке в 1878 году.

 Как прямой потомок, Андрей Мушта запросил в РГВИА (Российский государственный военно­исторический архив) личное дело Гутовского,  его послужной список, а также ведет переписку с кубанским историком Олегом Матвеевым. В российском военном архиве обещают недели  через три выдать копии документов, но  это будет военная биография, еще до темрюкского периода жизни Гутовского. А  дальше – забвение, увы.  Если что­то удастся узнать, обязательно расскажу.