Уже много лет винодельческая отрасль – ведущая не только в Темрюкском районе, но и в крае. Вина, произведенные на Тамани, пользуются спросом далеко за пределами Кубани. А делают их талантливые виноделы, уже много лет работающие в нашем районе. Среди них заслуженный винодел России, главный инженер-винодел ООО «АПК Мильстрим – Черноморские вина» Виктор Иванович Персианов. Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с Виктором Ивановичем, опубликованное на сайте www.Strana.ru.

– Тамань и вино — сколько лет уже длится этот роман?

– Таманскому виноделию — 26 веков! Все началось еще в VI веке до нашей эры, когда на эти земли пришли древние греки со своей культурой, в том числе и винодельческой. Редкая страна может похвастаться такой же долгой историей, такой глубиной культуры виноделия.

Сравнительно недавно, в советские времена, мы возродили таманское виноделие. Стимулом послужил приезд на Тамань Никиты Сергеевича Хрущева. Он выдвинул лозунг: «Превратим Тамань в советскую Шампань!». Тамань действительно находится на одной широте с французской провинцией Шампань, но в Шампани нет такого количества солнечных дней в году. Впрочем, и в России Тамань — самое солнечное место. Как бы то ни было, слова тогдашнего руководителя страны дали очередной толчок развитию таманского виноделия.

Когда я начинал свой путь винодела — а это было 40 лет назад — образцом качества были вина Прасковейского совхоза Ставропольского края. Это предприятие и сейчас производит лучшие в Ставропольском крае вина. Особенно в те времена славились десертные — мускат «Прасковейский», мускат «Дружба»… Элитные вина, которые мы делали и, естественно, дегустировали…

А вот делать тонкие столовые белые вина высшего класса на Тамани сложно. Но при определенных технологиях мы в состоянии производить отличные шампанские вина и качественные красные вина, которые получили международное признание не только в Европе, но и в мире. Для этого вина здесь очень благоприятные земли — каштановый чернозем, бывшая пойма реки Кубани.

– Но в советское время был и другой эпизод — антиалкогольная кампания 1985 года.

– Тогда было принято решение разводить большое количество столовых сортов винограда, закупить оборудование для производства соков. В сезон сидел инструктор и заставлял элитное шампанское сусло направлять на соки… Но следует отдать должное тогдашним партийным руководителям края — они смогли не допустить раскорчевки виноградников, и трагедия обошла Тамань стороной.

Когда кампания закончилась, то оказалось, что мы даже выиграли от такой модернизации — новое оборудование хорошо подошло для производства хороших вин.

– Сегодня что-то мешает таманскому виноделию?

– Ничего не мешает! Виноградарство и виноделие на Кубани в последние годы развиваются особенно активно. Еще недавно на Тамани было 10 заводов, а теперь уже 18! И наши заводы ничем не уступают иностранным — тот же набор оборудования и технологий.

Мы активно продвигаем кубанские вина, боремся за их особый статус: они вполне могут конкурировать с лучшими европейскими. Агрономы каждый год внедряют новые технологии, улучшают качество: мы не просто сажаем и собираем урожай, мы контролируем уборку, нагрузку на куст, делаем зеленый сбор, занимаемся селекцией, расширяем ассортимент посадок. В результате нам удалось приготовить большую партию сортового Merlot по новейшим технологиям, и это вино уже пошло в массовый выпуск.

Все кубанские вина, которые будут разлиты по бутылкам на следующий год, мы произведем исключительно из кубанского винограда. Результат проконтролирует специально созданная «Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов». Мы будем нести ответственность за каждую бутылку.

– Это здесь вы проконтролируете каждую бутылку, а в московском магазине под этикеткой «Кубанское» может быть разлит совсем не живительный напиток…

– К сожалению, торговые сети закупают продукцию на основании ценовой политики и обычно опускают планку качества ради низкой цены. Наши продавцы этим пользуются и продают посредственное вино: из импортных виноматериалов, прессовых фракций. Европа ведь разливает все самое хорошее у себя, а на экспорт отправляет второй сорт. Отсюда и низкая цена. К сожалению, такая тенденция — производство дешевых полусладких вин — бросает тень на кубанское и таманское виноделие. Серьезных виноделов это беспокоит: хорошее вино нельзя сделать дешевым.

Чтобы исправить ситуацию, мы готовимся создать сеть сертифицированных магазинов, где можно будет смело покупать элитные кубанские вина. А дальше потребитель сам быстро разберется и в качестве, и в ценовой политике. Покупатель вообще быстро учится.

– Учится быстро, но вина предпочитает покупать импортные…

– Если говорить о культуре винопития, то она приходит прежде всего с достатком. Тот, кто имеет хороший достаток, не хочет рисковать и покупать отечественное вино, раз может себе позволить европейское, американское, чилийское, аргентинское… О качестве этих вин ничего плохого сказать не могу. Но уверяю: наши кубанские вина не уступают им по качеству, а стоят в два-три раза дешевле.

Обидно, когда потребитель отказывается от кубанских вин просто по незнанию. Но в этом мы сами виноваты: недостаточно грамотной рекламы, недостаточно наших действий. Но мы работаем над этим. Сейчас боремся за бренд «Вина Кубани — гордость России», который поможет нам поддержать высокое качество.

– А как вы относитесь к домашнему виноделию? Здесь у каждого во дворе свой виноградник, растет «изабелла»…

– Очень положительно отношусь. У моего отца были виноградники, я сам живу в сельской местности и держу виноградники. В моих личных посадках «изабелла» тоже присутствует. «Изабеллу» нельзя сравнивать с классическими европейскими сортами, где есть все богатство аромата, букета, вкуса, сочетания тонов. Но ругать этот сорт не стоит, как и спорить о вкусах. Наши деды, прадеды, отцы пили это вино и жили до ста лет.

– Расскажите подробнее о чудесной способности вина продлевать жизнь. Это ведь не рекламный ход?

– Нет, потому что о медицинских свойствах вина написано много, но рекламировать их запрещено. Однако кто не знает, что красное столовое вино сорта каберне выводит из организма стронций? Снижает риск возникновения холестериновых бляшек, укрепляет мышцу сердца, омолаживает организм? Тот, кто регулярно в небольших количествах пьет качественное вино, живет на десять лет больше непьющего. Но я говорю исключительно о медицинской норме: один бокал натурального вина в день для женщин и два для мужчин.

В Европе люди, трапезничая, подбирают нужное вино к определенным блюдам, знают, какой температуры должен быть напиток, когда его нужно подавать. Запивают еду вином. А у нас наоборот: пьют и закусывают…

Культура пития должна прийти, она придет рано или поздно. На Кубани уже приходит: люди в хорошем настроении, пробуют, дегустируют. Но пьяных вы тут не найдете.

– Что посоветуете для первого знакомства с таманскими винами?

– У нас есть хорошие линейки белых сортовых вин – алиготе, шардоне, они заслуживают самого пристального внимания. Очень хорошие марки вина каберне, мерло. Эти классические сорта винограда, приготовленные по классическим технологиям, конкурируют с иностранными винами и вполне могут их заменить.

На Кубани я рекомендую пить сухие сортовые вина и не увлекаться винами, содержащими сахар. Культуру вина надо познавать, к ней надо приобщаться постепенно.

– Ваша дочь работает на винном заводе в Германии. А вас пытались переманить за границу?

– Лет десять назад были предложения, очень настойчиво два года подряд звали. Продегустировали наш кагор и начали звать, обещали хорошие деньги. Но душа моя здесь, в России. Все, чего я достиг, я достиг здесь. Бросить все на середине пути я не могу и не хочу. Есть еще много новых идей, которые надо воплотить в жизнь.

– Вы из семьи виноделов, в профессии уже сорок лет. Истина – в вине?

– Ученые выделили в вине две тысячи компонентов. И еще шестьсот-семьсот ароматических составляющих, сосредоточенных в кожице ягоды винограда. Представляете? Здесь можно найти все: абрикос и курагу, паслен и калину, малину и клубнику, смородину и чернослив. И открыть такое богатство в напитке – это искусство. Сложные биохимические процессы при приготовлении вина, на которых сказываются два десятка свойств дубовой бочки, – все это дает безграничный простор для творчества, можно получить настоящие шедевры.

Восемьдесят процентов успеха в виноделии зависит от винограда, пятнадцать – от умения винодела, и только пять процентов – от везения. Ради мастерства, ради новых идей и надежд стоит прожить жизнь.