15 октября – день рождения великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт прожил неполных 27 лет, но благодаря своему творчеству жив в памяти народа. Благодаря творчеству и людям, которые любят его и посвятили всю свою жизнь тому, чтобы имя Лермонтова не было предано забвению.

Верить в судьбу или нет – дело каждого. Но иногда ее влияние прослеживается так четко, что остается только улыбнуться. Случайно или нет, но потомок рода лермонтовской кормилицы, женщина, которая выросла в тех же местах, где прошло детство писателя, в Тарханах, стала одним из ведущих лермонтоведов на Кубани.

В детстве Валентина Малахова и не думала о том, что свяжет свою жизнь с творчеством Лермонтова. «В школе, конечно, изучала. Но того, что это станет моей жизнью, предположить не могла», – рассказывает Валентина Григорьевна. Однако в силу сложившихся жизненных обстоятельств уже в 18 лет Валя стала заниматься изучением жизни Лермонтова и его творчества. Семь лет прошли в музее в Тарханах, в целом Михаилу Юрьевичу она посвятила 42 года своей жизни.

«Скажи мне любую строчку Лермонтова, и я ее продолжу», – говорит Валентина Григорьевна и, как ребенок, замирает в ожидании. Пока я в растерянности вспоминала гениальные творения, она не выдержала: «А как он любил Россию!» И начала цитировать лермонтовскую «Родину».

Знакомство предков Валентины Григорьевны с семьей Лермонтовых началось задолго до ее рождения – прапрапрабабушка Лукерья Шубенина была кормилицей великого поэта. Из­за этого она получила вторую фамилию и стала Лукерьей Кормилицыной. Свою роль Лермонтов сыграл и во взрослой жизни Вали. Со своим будущим супругом Валентина познакомилась в музее Лермонтова в Пятигорске.

В Тамань она приехала в 1977 году, устроилась на работу в музей. «Тогда это трудно было назвать музеем. Во дворе стояла хата, колодец с журавлем и печь как в сказке про Емелю. Вот это и было все богатство, – вспоминает Валентина Малахова. – Сейчас вы видите кассу. Знаете, чем это было? Курятником. А наш лермонтовский домик – два гаража, отреставрированные гениальным архитектором. Все, что вы видите, создавалось собственными руками более, чем 30 лет. Сами разрабатывали экспозиции, собирали экспонаты. Мы создали фонд лермонтовской книги. Еще в 80­е мы сделали анкету, с помощью которой хотели выяснить влияние творчества Лермонтова на современных авторов. Откликнулись более 900 писателей со всех уголков страны. Каждый из них прислал нам сборник своих произведений с дарственной надписью. Наш музей не похож ни на один другой. Мы не подражали, мы выбрали свое направление. Большая тема «Лермонтов на Кубани», в школах и в музее мы проводим встречи на темы «Лермонтов и современники», «Лермонтов в театре», «Лермонтов в музыке», «Лермонтов и патриотизм» и многие другие. У нас выставлена экспозиция подлинных гравюр. В коллекции музея находятся личные вещи писателя». В сборе материала большую помощь оказали Тарханский музей им. Лермонтова, военно­исторический музей (г. Москва), Ленинская библиотека (г. Москва), институт русского языка и литературы (Санкт­Петербург), в работе помогала Ольга Миллер. В лермонтовском музее хранится архив известных лермонтоведов Виктора Мануйлова и Бориса Неймана. Раньше еще каких­то 5­6 лет назад ко дню рождения Лермонтова устраивали костюмированные балы, приемы, встречи, организовывали выступления КВН, не многие знают, что в Тамани гостил Масляков­старший. Времена изменились.

«Как можно не любить Лермонтова? – с удивлением вопрошала моя собеседница. – В любую минуту горести или радости в строчках, написанных Михаилом Юрьевичем, можно найти отголоски своего настроения». Лермонтов погиб молодым, таким он останется навсегда. Валентина, кажется, тоже не подвластна времени. Когда она начала оперировать цифрами 30–40­летней давности, у меня округлялись глаза – передо мной стояла молодая женщина, полная жизни, которая даже на месте больше десяти минут усидеть не может. Ее речь, веселый голос заставляют улыбнуться. Я восхищалась Валентиной Григорьевной, а она без остановки рассказывала о своем герое: «Лермонтов очень интересный человек, верующий, знающий русские обычаи! Вы только представьте – до 14 лет учился всего по трем книгам и получил блестящее образование. После экскурсии я забываю обо всех своих проблемах, о том, что у меня болела голова или что­то не получалось. Я не устаю говорить о Лермонтове».

Каждый находит в музее что­то свое – мальчишки рассматривают оружие, девочки – наряды и посуду. «Наш музей постоянно работает с детьми. Иногда девочки даже помогают проводить экскурсии. Стараемся уделять школьникам как можно больше внимания. Дети ведь упущены. К нам приезжают звезды, показывают красивую жизнь, но многим до этого далеко, и они никогда не увидят ничего похожего. Матери уже давно не учат, как должна вести себя девушка на улице, в обществе, в семье. Ценности сменились, и упал уровень духовности, знания, культуры. А мы с вами говорим Пушкин, Лермонтов…», – впервые за разговор в голосе Валентины Григорьевны появились ноты грусти. И снова сорвалось с ее губ: «Люблю Отчизну я, но странною любовью».