Тамань – газета Темрюкского района (г. Темрюк, Краснодарский край). Издается с 5 октября 1930 года.                              

Среда, 23.10.2019


Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Зодиак: Дева


Профилактика школьного насилия

№180 17.12.13

Жестокость среди детей и подростков в школе – сложная, «безграничная» проблема. По статистике в образовательных учреждениях 16% детей подвергается физическому и 22% психологическому насилию. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми (или учителями) по отношению к ученикам. Школьное насилие подразделяется на физическое (избиение, нанесение удара, подзатыльники, шлепки, порча и отнятие вещей и т.д.) и эмоциональное (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения и т.д.). 

Школьное насилие оказывает  на детей прямое и косвенное влияние. Во-первых, длительные издёвки сказываются на собственном «Я» ребёнка. Падает его самооценка, он чувствует себя затравленным, старается избегать отношений с другими людьми; в дальнейшем такой ребёнок будет жить по «программе неудачника». Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учёбе и поведении. Для таких детей чаще характерны поведенческие и невротические расстройства, депрессии, нарушения сна и аппетита и т.п. В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безысходности и безнадёжности, что, в свою очередь, является почвой для возникновения мыслей о суициде.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребёнок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Детей с физическими недостатками (носящими очки, с нарушениями движения, нарушения речи и т.п.), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя, обижают чаще. Особенности внешности – все, что выделяет ребенка по внешнему виду (рыжие волосы, оттопыренные уши, вес тела и др.), может стать объектом для насмешек. Мишенью для насмешек и агрессии становятся дети с особенностями поведения, т.е. замкнутые дети или импульсивные дети. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. Иными словами, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают на себя роль жертвы. Ребёнок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, также легче становится объектом издёвок одноклассников или учителей. Низкие способности и успеваемость формируют низкую самооценку, которая, в свою очередь, может способствовать формированию либо роли жертвы (либо роли насильника).

На преодоление этой проблемы направлены усилия педагогов, социальных работников, психологов. Однако большой вклад в профилактику школьного насилия и в раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми могут внести и родители. Кто, как не они лучше всего понимают и чувствуют своего ребёнка, замечают изменения в его настроении и поведении?

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети умели противостоять психологическому и физическому насилию со стороны сверстников, обращайтесь за профессиональной психологической помощью. Время  каникул (когда дети не загружены учёбой и имеют массу свободного времени) можно посвятить формированию у детей и подростков необходимых социально-психологических навыков конструктивного взаимодействия, ненасильственного выхода из конфликтов, а также развитию личностного потенциала и позитивного самовыражения. Такую возможность вашим детям предоставляет психологическая служба КЦСО «Тамань». Педагог-психолог проводит индивидуальные консультации с детьми и родителями, индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, групповые  социально-психологические тренинги.

За дополнительной информацией  можно обратиться по адресу: г. Темрюк, ул. Таманская, д.5, тел. 5-48-68, сообщает руководитель управления социальной защиты населения  в Темрюкском районе Г. Садовский.