Во исполнение высочайшего Указа Александра II об учреждении города Темрюка, в утвержденном 31 марта 1860 года положении заседания администрации Темрюка, сказано: «На Азовском море, в пределах земли войска Черноморского у так называемого Темрюкского (Курчанского) лимана открывается порт и учреждается на месте, называемым Темрюкской станицей, портовый город Темрюк». В состав администрации города Темрюка вошли: начальник города, он же начальник порта (из морских офицеров), городничий, частные приставы, председатель и два непременных члена городского суда, городской архитектор, врач и стряпчий. Вместе с тем была учреждена и таможенная застава.
Наличие морских ворот дало сильнейший толчок развитию города. Уже в 1861 году открылась почтовая контора, в 1865 – телеграфная станция. В 1869 году открыт городской общественный банк. В том же году с 1 января начал функционировать Индо-Европейский телеграф и в Темрюке учреждена контрольная станция. Через десять лет после переименования Темрюка в город всех жителей в нем числилось 8344 человека против 4723 в 1860 году.
К моменту окончания строительства население города составляло 15 тыс. человек. Отряд портовых грузчиков, вручную грузивших и разгружавших баржи и суда, составлял 3 тыс. человек. Через порт перегружалось зерно, идущее транзитом из кубанских станиц, по реке за границу. Порт был ведущим предприятием города, ввиду большого значения порта в нем были открыты постоянные представительства греческих компаний, французской хлеботорговой компании Луи-Дрейфуса.
Свою успешную деятельность порт осуществлял и в довоенные годы. После войны статус морского порта был утерян.
Свою вторую жизнь морской порт Темрюк начал с созданием в 1994 году ОАО «Морской торговый порт Темрюк», и ЗАО «Компания порт Темрюк», которая выступила заказчиком разработки Генеральной схемы развития и ТЭО Темрюкского водотранспортного узла, согласно которой к 2010 году предусматривается довести его перегрузочные мощности по генеральным грузам до 8 миллионов тонн в год. При полном развитии порта Темрюк суммарная протяженность грузовых причалов достигнет 7000 метров. Приказом Департаментом Морского транспорта №58 от 24.08.01г., порт Темрюк внесен в перечень морских портов России.
В 1996 г. при содействии администраций Краснодарского края, Темрюкского района Министерством транспорта РФ была учреждено Государственное учреждение Морская администрация портов Темрюк и Кавказ (МАП ТК) в соответствии с Постановлением правительства РФ № 1299 от 17.12.93 г. на основании Приказа Министерства транспорта РФ № 15 от 1.03.96 г. «О создании морской администрации порта Темрюк». Как органу государственного контроля в порту морской администрации были переданы на баланс акватория порта, подходной канал с глубинами до 0,8 метра на оси, полностью разрушенные ограждающие молы, перегрузочная дамба – в аварийном состоянии. Порт не имел даже минимальной инфраструктуры, необходимой для работы порта, никакой грузовой базы. В условиях острого дефицита собственных финансовых средств и отсутствия централизованного финансирования были определены самые важные и первостепенные проекты, от реализации которых зависит поддержание работоспособности порта и его развития: дноуглубительные работы, наличие портофлота, обустройство пункта пропуска, создание железнодорожной составляющей.
Первоначальной и основной задачей Морской администрации было обеспечение подходных глубин в порту круглогодично, выполнить которую при грузоперевалке в порту в 24,5 тыс. тонн было практически невозможно. Поэтому самым важным фактом в решении этой проблемы стало финансирование на инвестиционной основе строительства восточного оградительного мола ОАО «Кубаньгазпром», что позволило снизить заносимость подходного канала и провести комплекс работ по дноуглублению, и, как результат, уже в 1998 году в порту было обработано 100 тыс. тонн грузов. Для дальнейшего развития порта и снижения рисков для судовладельцев и грузоотправителей морская администрация приобрела многоцелевое судно-земснаряд «Камчатский». Дноуглубительные работы, проводимые МАП, позволяют гарантировать обработку судов грузоподъемностью до 8000 тонн и осадкой до 5 метров. Учитывая географическое положение порта Темрюк, железнодорожные тарифы, экономическое положение иностранных государств Черноморо-Средиземноморского бассейна и его возможности, в перспективе планируется довести эксплуатационные глубины до 6 метров.
Активное решение проблемы подходных глубин и других первоочередных задач создали необходимые предпосылки к дальнейшему строительству порта. До 1995 года в порту Темрюк был оборудован всего один причал длиной 142 метра. Начиная с 1994 года, коммерческими компаниями активно осуществляется финансирование строительных работ. На сегодня общая протяженность причальной стенки составляет 1342 метра. В настоящее время на территории морского порта Темрюк осуществляют свою деятельность следующие стивидорные компании: ООО «Порт Мечел-Темрюк», ЗАО «Темрюкский судоремонтный завод», ООО «КГС — порт», ОАО «Морской торговый порт Темрюк», ООО «Темрюкмортранс», ООО «Мактрен – Нафта».
В порту активно разворачивается строительство новых причальных комплексов. Закончена полная реконструкция подъездных железнодорожных путей. Сегодня железнодорожная станция Темрюк способна принять для порта до 150 тыс. тонн грузов в месяц. Порт расположен вблизи двух федеральных автомагистралей, рельеф равнинного характера. Основными грузами, переваливаемыми в порту, являются генгрузы, лесные, контейнеры. На данный момент порт своими мощностями способен обработать 10 судов одновременно.
Оценивая темпы строительства, состояние и развитие флота, находящегося под Российским флагом, когда основная масса грузов перевозится судами под иностранным флагом, морская администрация выступила инициатором и координатором открытия в порту Темрюк пункта пропуска. Распоряжением Правительства РФ № 625-р от 28.05.98 г. и Приказа Министра транспорта № 33 от 9.06.99 г. порт Темрюк открыт как пункт пропуска через Государственную границу. За счет средств морской администрации и стивидорных компаний выполнено соответствующее обустройство государственных контролирующих служб. В ноябре 1999 года морской порт Темрюк принял под обработку первое иностранное судно.
К 2000 году усилиями морской администрации решена одна из важнейших проблем – проблема навигационной безопасности порта. В порту установлены новые створные знаки, создана и введена в эксплуатацию СУДС, которая в 2009 году получила первую категорию. Лоцманскую проводку судов, буксирное обеспечение осуществляет государственное предприятие Таманский филиал ФГУП «Росморпорт». В соответствии с Программой возрождения торгового флота России буквально из металлолома за счет государственных средств восстановлены и введены в эксплуатацию 15 судов портофлота, крайне необходимых для обеспечения жизнедеятельности порта.
Благодаря развитию тесного сотрудничества моряков и железнодорожников произведена полная реконструкция железнодорожных путей, восточный район порта (три стивидорные компании) получил возможность подвода железнодорожных путей к причалам в связи с реконструкцией разделительной дамбы. Министерство путей сообщения второй раз за всю историю порта Темрюк произвело оценку развития порта, и делает самое важное, то, без чего порт не может выполнять свои транспортные функции, а именно быть связующим звеном между двумя основными видами транспорта. Надеемся, что работа стивидорных компаний порта Темрюк оправдает инвестиционные риски железнодорожников.
При этом усилиями всех организаций порта делается все возможное для развития грузоперевалки. По итогам 2009 года – составил более 2 млн. тонн, что в сравнении с 1998 годом – 0,1 млн. тонн практически больше в двадцать раз. Количество рабочих мест за эти годы выросло с 350 до 2622.
В связи со своим очень молодым статусом «международный» порт столкнулся с проблемой кадров, имеющих опыт работы в сфере морского транспорта. В этом плане большие надежды возлагаются на Новороссийскую морскую академию.
Географическим положением, климатическими условиями, позволяющими считать акваторию незамерзающей (площадь акватории составляет около 6,3 кв. км), статусом «международный», инвестиционным климатом, обеспеченным морской администрацией и администрацией района, порт Темрюк является привлекательным объектом для серьезных капиталовложений инвесторов и экспедиторов, обеспечивающих доставку грузов от двери до двери. Своим развитием, как неотъемлемым звеном транспортной системы, состоящей из железнодорожного и автомобильного транспорта, он четко вписывается в международные грузовые потоки, 9-й трансмодальный грузовой коридор и грузовые потоки «Юг – Север» и «Восток – страны Балканского полуострова», с основным направлением грузов в Средиземноморский бассейн, страны Европы и Ближнего Востока.
Для жителей Темрюкского района в нынешних условиях порт является одним из источников получения рабочих мест.
Понимая важность и значимость деятельности и дальнейшего развития портов, администрации Темрюкского района и Краснодарского края оказывают работе морской администрации портов в этом направлении поддержку и большое внимание.
Свою работу мы строим по принципу: «Только сплоченный, единый экипаж может сохранить живучесть и курс Российского транспортного корабля».