Сергей Петрович Гроза проводит урок в 11 классе химико-биологического профиля по теме «Хром и его соединения».

Тысяча девятьсот сорок восьмой год… Маленький поселок Эльдикан в холодной Якутии. Моя мама, Косогорова Тамара Илларионовна, ученица 9 класса, отличница, комсомолка, активистка, бессменная вожатая первоклашек.

Ей предлагают стать учителем начальных классов, зная, как девушка любит возиться с детьми. Ещё потому, что преподавателей не хватает.

Надо, так надо. Мама думала недолго, ведь это ещё хоть и маленькая, но зарплата. Семья жила, как и все в тяжёлое послевоенное время, бедно. Так началась наша педагогическая династия.

Затем было поступление в педагогическое училище города Якутска, работа в родной средней школе посёлка Эльдикана учителем начальных классов. Юная учительница, моя мама, поступила заочно в педагогический институт на филологический факультет. Но закончить его не удалось. Тамара сдала зимнюю сессию, а на летнюю не смогла выехать: распутье, дорог нет – не выбраться. Мама никогда и не жалела об институте, потому что работа с малышами приносила много радости. В маленьком посёлке было чем заняться: смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования – у неё все получалось. Она прекрасно пела, занимала призовые места в лыжных гонках. Да и семья требовала внимания и заботы. В 1959 году мама вышла замуж и стала Мурзиной. У молодых родителей подрастали дети.

Суровый климат Якутии с морозами до 60 градусов стало тяжело переносить. В 1966 году мои родители переехали в теплые края, на Кубань, в город Темрюк. Учителей уже достаточно, поэтому маме пришлось временно работать и в средней школе станицы Голубицкой, и в средней школе № 1 города Темрюка, и воспитателем в детском саду. Затем её пригласили учителем в школу-интернат, где Тамара Илларионовна и проработала до 1976 года, получив многочисленные грамоты и награды.

 Вскоре начался и мой путь к заветной цели – стать учителем. Этот путь был долгим, но во многом счастливым и удачным. В 1969 году я пошла в первый класс средней школы № 13. Моим первым учителем, впоследствии и коллегой стала Клара Павловна Аверьянова, замечательный педагог и человек. Валентина Ивановна Кривенко, Светлана Дмитриевна Камышан, Вера Семёновна Ткаченко – мои учителя, которые известны в нашем районе, и я благодарна им за знания, полученные в школе, внимание и заботу. Своим трудом они помогли мне в выборе профессии. Но главным ориентиром и примером, конечно же, была моя замечательная мама.

К сожалению, в 1976 году мы покинули полюбившийся Темрюк и уехали на Камчатку: мой папа был фанатом Дальнего Востока. Здесь наша семья жила до 90-х годов.

Закончила школу я уже на Камчатке и поступила в Камчатский государственный педагогический институт на филологический факультет.

После института я получила распределение в крохотный поселок Ильпырский Корякского национального округа. Ильпырский в переводе с корякского – песчаная коса. Это самое точное название, потому что наш поселок – крохотная узкая полоска суши. Весной и осенью суши не было совсем – море заполняло всё. Ни деревца. Ни кустика. Ни травинки. Только песок и Берингово море. В Ильпырской средней школе жил и работал известный российский бард Юлий Черсанович Ким. Я приехала работать на его место. Жаль, не удалось с ним встретиться. Зато произошла другая встреча, ставшая переломной в моей жизни. В самолете по пути к первому месту предстоящей работы я встретила еще одного молодого специалиста, учителя химии, своего будущего мужа – Сергея Петровича Грозу. Он мечтал попасть после окончания Сахалинского педагогического института на Камчатку. Думаю, чувствовал, что встретит свою судьбу и будущую жену.

Так в 1983 году началась наша педагогическая деятельность и семейная жизнь. С первых дней наша с мужем жизнь зависела от школьной. Даже свадьбу планировали на каникулах. Это время мы всегда вспоминаем с удовольствием, хотя было очень трудно. Учитель в маленьком посёлке – это не то, что в большом городе. Вся жизнь на виду. Тебя знают все, знают, как и что ты говоришь, делаешь. Жил посёлок за счет рыбозавода. Осенью начиналась путина, и жители обязаны были трудиться на этом предприятии. Учителя не исключение. Мы работали в третью смену с 20.00 до 2.00, а утром опять на уроки. И так, пока идёт рыба, а это сентябрь-октябрь. Нам выдавали робу, которая была на пять размеров больше, и вперед – фасовать икру! Никто не говорил, что это не входит в наши обязанности. Путина! В ноябре заканчивалась навигация. Никуда ты не выберешься до мая, замкнутое пространство, дорог нет. Почту на военном вертолете доставляли один раз в месяц, если погода позволит, телевизоров нет. Из развлечений один кинотеатр и вечера, которые мы придумывали и проводили сами. Всё время и молодую энергию мы отдавали школе. Коллектив у нас был маленький, но дружный.

Мы до сих пор благодарны за помощь и поддержку в первый год нашей работы. Со многими коллегами мы поддерживаем связь до сих пор, несмотря на то, что посёлок давно признали аварийным и закрыли, а люди разъехались кто куда.

Сергей Петрович Гроза, мой муж, человек с очень активной жизненной позицией, стал членом КПСС. Ему предложили работу в райкоме партии в районном центре. Начался новый этап нашей семейной и трудовой жизни. Он занимался партийной работой, я была методистом в районном отделе образования. У нас уже было два замечательных сына, когда мне предложили учиться в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена в Ленинграде, чему я очень обрадовалась. Всегда нравилось пробовать что-то новое, чему-то учиться. Так в непростые 90-е я получила второе высшее образование: учитель-логопед. Моя семья всегда поддерживала и понимала меня.

Сергей Петрович, разочаровавшись в партийной работе и поняв, что ему ничего изменить к лучшему в жизни людей не удастся, вернулся в школу заместителем директора. Прожить двум педагогам с маленькими детьми в то время на Камчатке было сложно: задерживали зарплату, продукты в магазины не завозили, система рушилась. Мы решили вернуться в уже знакомый мне город Темрюк. Да и мои родители уже жили здесь и были нам очень рады.

 Следующий наш этап – работа в родной тринадцатой школе. Это самое значимое, длительное и продуктивное время. Я вернулась туда, откуда началась моя дорога к знаниям. Мне опять пришлось учиться. Как теперь ни странно, но учителей русского языка тогда хватало, места для меня не было, но школа № 13 всегда славилась инновациями. Открывался коррекционный класс, и мой диплом учителя-логопеда пригодился. Потом были и лицейские классы, и обычные классы, но я поняла прелесть работы в начальной школе. Может, мне просто повезло, но все мои ученики – лучшие, они настолько доверчивы и чисты, что их невозможно не любить. Я всегда старалась, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы они не боялись быть не как все, свободно выражали свое мнение и были личностями. С родителями учеников везло, мы всегда находили общий язык. Цель была одна – успешность детей.

 Время шло. Мы с мужем плодотворно трудились. Мама ушла на заслуженный отдых. Её педагогический стаж – более сорока лет. Наш с мужем – семьдесят шесть лет. Наша династия уже отдала школе более ста пятнадцати лет и еще продолжает трудиться. За эти годы, конечно, были и удачи, и разочарования, но мы не представляем себя ни в какой другой профессии. Приятно, что наш труд оценен. За эти годы получено много грамот, мы оба Почетные учителя Тамани, я награждена Грамотой Министерства образования. Мои ученики принимают активное участие в муниципальных олимпиадах, международных играх-конкурсах. Ученики Сергея Петровича успешно сдают экзамены по химии, поступают в высшие учебные заведения. Он готовит детей к муниципальным и краевым олимпиадам, где они занимают призовые места, пропагандирует здоровый образ жизни. Нам везло с коллегами. Это первый наш директор Лариса Васильевна Крупская, жёсткий, но справедливый руководитель. Не знаю лучшего методиста, чем заместитель директора по научной работе, а затем и замечательный директор Татьяна Анатольевна Куприенко. Спасибо учителям, которые помогли в первые годы работы в тринадцатой школе – моей маме, Тамаре Илларионовне Мурзиной, моей первой учительнице Кларе Павловне Аверьяновой, нам ещё посчастливилось поработать вместе.

Я благодарна всем учителям, которые учили наших сыновей. Старший сын закончил Кубанский государственный университет, математический факультет, но, проработав там же один год преподавателем, нашу педагогическую династию не продолжил.

Вся наша жизнь связана со школой, каждое утро мы вдвоем идем по знакомой дороге. Не всегда наши мнения по поводу обучения и воспитания совпадают, но мы уважаем труд друг друга и наших коллег. По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках, но лучше встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве. У меня эта встреча случилась. Не знаю, сколько мы ещё проработаем, но, надеюсь, всё, что мы делали и делаем, не зря. Ведь не только мы учим детей, но они многому научили нас. Я часто вспоминаю и повторяю строки из стихотворения Бориса Левина: «Учитель, научи ученика! Чтоб было у кого потом учиться».

Ольга Гроза, учитель начальных классов школы № 13 города Темрюка.