Подумать только, как быстро летит время! Не успела я оглянуться, как закончился учебный год,  и уже подходит к концу пора летних каникул.  Год был непростым и насыщенным  удивительными событиями. Но тот урок мужества, посвященный Году памяти и славы, я не забуду, наверное, никогда. Как не забудут его  и мои одноклассники. В тот  момент  война на миг  стала  для  нас  реальностью.

…Обычное школьное утро. На улице  промозглый  февраль. В актом зале школы только что закончился военно-патриотический митинг. Прозвенел  звонок на урок, мы  неторопливо зашли в кабинет и приготовились слушать  рассказы о войне. Но все пошло очень странно, не по сценарию…

 — Ребята,  2020 год  в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия  Победы  в Великой Отечественной войне. В  этом году наша  Родина отмечает победу над  фашизмом, — начала урок мужества учительница.

Мы слушали ее, с трудом настраиваясь на урок.

 — Что вы  лично  чувствуете, когда слышите об этом?

 Мы молчали. Разговаривать нам не хотелось.

 — Может, гордость за свою  Отчизну, за  героическое прошлое нашего народа, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей и подростков, которые мужественно помогали взрослым?   — с большим воодушевлением звучала ее речь.

 В классе было тихо. Многие больше думали о предстоящей  контрольной по алгебре. Но все же некоторые из нас решили поддержать учителя и стали отвечать на ее вопрос.

 — Да. Гордость, — сказал один из учеников.

 — Хорошо, что сейчас нет войны, — нехотя  проговорил  другой.

Но все это было как-то вяло. Класс откровенно скучал. Учительница, очень расстроенная нашим равнодушием, не сдавалась. Похоже, тема  войны  ее  очень  беспокоила.

 — Миллионы  людей  отдали  жизнь за судьбу своей  страны, за своих  товарищей,  близких и родных, — продолжала она, — Перед  их подвигами  мы   обязаны склонить голову. Они  явили  для  нас  пример  мужества  в  суровое  военное  время.

 И вдруг  голос учителя прозвучал как-то по-особенному:

   — А давайте представим, что сейчас февраль не 2020 года, а — 1943!

  И мы представили…  Стало так жутко, что мороз по коже пошел.

 Вдруг за окнами школы мы услышали очень странные и тяжелые звуки. Выглянув на улицу, нам  показалось, что по ней идет бесконечная колонна солдат. Тяжелые винтовки оттягивают вниз их плечи. Ноги в ботинках, обтянутые на икрах до колен серыми обмотками, и в кирзовых сапогах, автоматически переставляются по дороге. Бесконечную вереницу безмерно уставших людей прерывают телеги, нагруженные какими-то ящиками, мешками и еще неизвестно чем. Иногда бойцов обгоняют машины. Лошади,  тянущие телегу, пытаются останавливаться, чтобы хотя бы немного передохнуть. Они тоже очень устали. Неожиданно солдаты начали разбегаться в разные стороны от дороги и прятаться под деревья и кустарники и забегать во двор школы. А вскоре раздался рев немецких самолетов. Они очень низко промчались над дорогой, а вслед за ними цепочками появились фонтанчики дорожной грязи – следы от пуль, выпущенных из самолетных пулеметов. Мы будто услышали реальный грохот самолетов и выстрелов и в страхе побежали к своим  местам.

 — А вдруг сейчас немец бомбу сбросит, или пуля влетит в окно, —   крикнул кто-то.

 Стало очень страшно. Девчонки начали визжать. От нашего спокойствия и равнодушия уже не осталось и следа. Казалось,  что  разлетятся вдребезги стекла. А вдалеке нам стали видеться  языки  пламени.

 — Там что-то горит. Пожар поднимается аж до самого неба.
Это фашисты, наверное, сбросили бомбу, и все вокруг загорелось, — послышался испуганный крик.

 Мы вновь бросились к окнам. Нам казалось, что из пламени вырисовываются какие-то огненные звери. Черно-белые клубы дыма расползаются на половину неба. Было жутко наблюдать за этим зрелищем.

 И вдруг стало тихо. Все куда-то исчезло. Уже не было слышно рева самолетов, и не стало пожара. Но оцепенение, охватившее всех нас, не пропало. 

   И опять  голос  учителя:

  — Мои  девчонки и мальчишки, вам по 14-15 лет. Вы не знаете, что такое война. И даже не можете представить,  какой  ужас  пережили  ваши ровесники, которым в военные  годы было столько же лет, сколько вам сейчас. Но уверена, что они, как и вы, хотели  жить в мире и любви. А  эта  страшная  война  разрушила  все  их  цели и мечты.

 Казалось, что ничего не изменилось: тот же кабинет, тот же учитель. Но слушали мы ее по-другому.

 —  Живя в мирное время, вы не нуждаясь ни в чем;  порой перестаете это ценить. Радуетесь, когда отменяют уроки, позволяете себе иногда просто  не  ходить  на занятия… А дети войны стремились в школу.  Хотя условия учебы резко отличались от тех, которые у вас сейчас. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой, — говорила она.

Атмосфера в классе была совершенно другая. И учительница, видя это, и боясь ее нарушить,  продолжала:

 — Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет,  обои,  ненужные  документы. Ручки  представляли  собой  палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

 Учительский голос эхом отдавался не только в ушах, но и в сердце. А потом она прочитала строки из воспоминаний учителей военных лет: «Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»

 Мы сидели, затаив дыхание. Забыв обо всех сложных нерешенных учебных вопросах,  думали только о том, что происходит в эти минуты  с нами.  Урок ожившей истории войны шел своим ходом. В оцепенении мы продолжали слушать учителя.       

 — Помимо  уроков  и  домашних заданий, которые  никто не отменял, ребята  сутками  трудились  на заводах, фабриках и производствах, встав  за станки  вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Трудились  и  на  оборонных  предприятиях: делали  взрыватели к  минам,  дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских они шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.

В моей голове звучал вопрос: «А я бы смогла так?»

В годы  страданий  и  невзгод  мальчишки  и  девчонки становились  сильными, бесстрашными – настоящими  патриотами. Они осилили, вынесли на своих  хрупких плечах то, что, казалось, и взрослому преодолеть  не  всегда  под  силу. Суровые  годы войны закалили ребят. Дети войны  были  лучше  нас,  больше  любили Родину. А мы, молодежь XXI века?!  Да… Нам есть,  чему учиться у этих героев!  

 О том, что прозвенел звонок, и пора освобождать кабинет, мы поняли, когда в кабинет стали заглядывать мальчишки и девчонки из параллельного класса. Собрав вещи, мы тихо покинули помещение и пошли  на  следующий урок.

Шли молча.  Общаться совсем не хотелось. Наверное, в тот момент не только я представляла мою родную школу госпиталем, в котором  наши ребята ухаживают за ранеными, дежурят по ночам, поют песни, читают книги, быть может, и танцуют, по просьбе раненых пишут письма родным…

 Я с трудом помню, что происходило на остальных уроках в тот день, когда для нас война стала реальностью, пусть даже на короткий миг. Слушая учителей, выполняя задания, я все время думала о том, что произошло на уроке ожившей истории. До сих пор у меня перед глазами картина, как после школьных занятий мальчишки и девчонки, бродя по разбитым улицам, собирают оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передают все это партизанам. Тысячи моих ровесников в годы Великой  Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину.

За  свободу своей Родины, за свои семьи сражались и погибали наши родные в годы Великой Отечественной войны. Благодаря их подвигу  мы  живем уже 75 лет без войны!  Убеждена, что память  об    этих  героях   обязывает    нас  быть  ответственными  за  мир на земле. И мы не вправе предать, забыть, позволить исказить или принизить жертвенный подвиг, совершённый ими во имя будущего, во имя нас. Если мы хотим остаться великим народом нашей России, жить и процветать, мы должны  защищать  память  об  этом  великом  подвиге!

                                                                                       Анастасия Суворова