Продолжаем серию публикаций о легендарных атаманах Кубанского казачьего войска. Почти два десятка лет Захарий Чепега был атаманом Черноморского войска. Запорожский казак прошел нелегкий, но блестящий жизненный путь, стал генерал-майором русской армии. Он был одним из тех людей, кому войско было обязано своим возникновением. Имя Захария Чепеги навсегда вписано в историю нашего края. Под его руководством казаки начали переселение на дарованные императрицей Екатериной II кубанские земли, строился Екатеринодар.

Имя «черноморцы»

После героической смерти Сидора Белого звание кошевого атамана получил Захарий Чепега. В своей книге «Атаманы» Виталий Бардадым пишет, что Харько, так еще называли Чепегу, был любимцем казаков. Правая рука Белого, он пользовался репутацией храброго, опытного воина. Был из известного древнего рода Кулишей, родился в Черниговской губернии. Свою настоящую фамилию получил в 1750 году, когда рядовым казаком пришел в Запорожскую Сечь. Принимали как обычно:

– Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

– Верую.

– А ну перекрестись!.. Ну хорошо, ступай же в который сам знаешь курень.

Захарий Чепега был приписан к Кисляковскому куреню. Коренастый, с огромным черным чубом и толстыми усами, – так пишут историки.

В первых же стычках с турками проявил ум, находчивость и храбрость. В 1767 году получил должность начальника пограничной стражи при Перевесной паланке и служил до 1775 года, пока Запорожская Сечь не прекратила свое существование. Через 12 лет было собрано войско верных казаков. После смерти Сидора Белого князь Потемкин определил атаманом Чепегу. Со своим новым атаманом казаки устроились за Бугом. Казачья конница выдержала множество стычек с турками.

Чепега был известным героем в глазах выдающихся русских полководцев Суворова и Кутузова, которые осыпали его похвалами. После падения Очакова Суворов назначил штурм Измаила. В грозном сражении Чепега показал чудеса храбрости. За мужество получил орден святого Георгия III степени и золотой Измаильский крест. Именно тогда казаки-запорожцы получили имя «черноморцы», а весь кош стал называться Черноморским казачьим войском. В борьбе с турками казаки заслужили расположение императрицы, и она откликнулась на их просьбу и пожаловала земли Кубани.

Из-за Буга на Кубань

«Харько Чепега произжае,

На Кубань-ричку жить выкликае,

Даруя степами,

Вольными лесами

И рыбными плесами», – пели казаки.

При Чепеге Черноморское войско организовалось и окрепло, но прежде многое пришлось преодолеть. Началось переселение из-за Буга на Кубань. Кавалерию, пехоту и войсковой обоз возглавлял сам Чепега. Измотанные долгой дорогой, жарой, многие хотели вернуться назад на обжитые земли. Дождливая осень заставила переселенцев остановиться на зимовку на Ейской косе. Весной 1793 года Чепега привел своих верных товарищей на берега строптивой Кубани. Благодаря авторитету атамана, его умелым распоряжениям все войско переселилось на новую Родину. Главными помощниками атамана были судья Антон Головатый и писарь Тимофей Котляревский.

По реке была расставлена пограничная стража и определено место под войсковой град (Екатеринодар). В 1794 году был обнародован «Порядок общей пользы», – законодательный документ, который определял военную и гражданскую жизнь казаков. Захарий Чепега был занят строительством Екатеринодара. В наказе первому городничему Диниле Волкорезу писал о том, какой порядок и какие законы должны соблюдаться в «войсковом граде». Историки отмечают заботливость, распорядительность и житейскую опытность казачьего военачальника, дальновидность и ум.

Согласно ведомости Волкореза 1794 года в Екатеринодаре насчитывалось 9 домов, 75 хат, 153 землянки и населения 580 человек. Хочется отметить, что сегодня в Краснодаре по официальным данным проживает более 850 тысяч человек, а по неофициальным – чуть ли ни миллион.

Последний поход

Город-крепость Екатеринодар был построен, и атаман уже в солидном возрасте начал мечтать о покое, о своем собственном уголке. Правительство жалует ему «два черкесских кута с лесами к полю по заломы, а вниз по первую старую крепость отвесть для постройки в Екатеринодаре дома и прочих по службе и званию вашему нужностей во владение ваше навсегда…» Чепега читал указ и улыбался. Много ли надо одинокому казаку-сироме? Сирома – это холостяк. Захарий так и не женился. Как-то один генерал предложил Чепеге жениться на его дочери. На что Захарий ответил: «Благодарствую вам, пусть ваша дочь будет здорова и премноголетня», – затем перевел разговор о походе в Польшу…

Не успел атаман построить себе турлучную мазанку над самым Карасуном, черноморцы толком еще не устроились на Кубани, как кошевой атаман Чепега с двумя полками назначен в Польшу. Полки выступили в поход. Меньше чем через месяц Чепега был у Государыни и удостоился приглашения к царскому столу. Историки пишут о том, как Екатерина угощала атамана виноградом и персиками, подарила дорогую саблю, осыпанную алмазами, и сказала Чепеге: «Бей, Захарий Алексеевич, врагов Отечества!».

По прибытию в русскую армию участвовал в разных сражениях во время польской кампании. Атаман был произведен в чин генерала и получил орден Владимира II за храбрость при штурме Праги.

Долгим походом в Польшу Захарий Чепега завершил свою военную деятельность в русской армии. С казаками вернулся домой.

«Тилько богив малюють»

После последнего похода Чепега занялся устройством Екатеринодара и своего войска. По возвращению из Польши подарил Екатерино-Лебяжской Николаевской мужской общежительной пустыни, где доживали свой век бесприютные казаки, и где, как пишет Бардадым, Чепега и сам подумывал окончить свои дни, плотильную мельницу «по большой Талызиной дороге» по речке Бейсужко» (земля, пожалованная Чепеге указом Императорским в 1794 году).

Недолго длилась мирная жизнь Чепеги: пятидесятилетняя боевая служба, старость, болезни подкосили его. В январский день 1797 года любимый всем войском атаман ушел из жизни. В старой периодике можно найти приглашение на панихиду годовщины со дня смерти Чепеги. Приглашались желающие почтить память «шефа екатеринодарцев».

Историк Е. Фелицин сто лет назад писал, что заслуги Чепеги далеко еще не оценены по достоинству.

Процессия прощания с батькой атаманом прошла с большими воинскими почестями. Траурный салют, девять выстрелов из пушки… Главное, что память о Захарии долго жила и живет в народе. О нем говорили «великий муж», он по праву считается атаманом, заселившим Кубань и основавшим Екатеринодар. Он оставил заветный для казаков подарок – золотую саблю. Чепега был удостоен многих почестей и наград, но был скромным человеком. Однажды какой-то художник предложил атаману нарисовать его портрет, на что Чепега ответил: «Тильки богив малюють».

Подготовила  Елена Крестьянова.

Благодарим за содействие и помощь в подготовке материала Межпоселенческую библиотеку Темрюкского района.