В этом году 230-я годовщина начала освоения казаками кубанских земель. Императрица Екатерина II подписала Жалованную грамоту в 1792 году, по которой Черноморскому войску в вечное владение передавались правобережная Кубань – от устья реки до Усть-Лабинского редута. Границей войсковых земель с одной стороны стала река Кубань, а с другой – Азовское море. На казаков возлагалась охрана границ от набегов закубанских народов. Среди казачьих радетелей Черноморского (Кубанского) войска – Сидор Белый, Захарий Чепега, Антон Головатый и другие легендарные атаманы и колоритные личности казачьей истории, о которых хочется поговорить и вспомнить их биографии на страницах газеты.

Атаман нового войска

Первым кошевым атаманом Черноморского войска или как оно называлось изначально – Войска верных казаков, собранного из бывших запорожцев, стал войсковой старшина, подполковник Сидор Белый. Сразу отметим, что Сидор и Савва Белый – разные люди. Кто не вникал в казачью историю, часто принимают их за одного человека. Савва Леонидович Белый – войсковой полковник, чье имя значится на памятнике казакам в Тамани, который увековечил историческую высадку казаков 25 августа 1972 года. Именно Савва привел к Таманским берегам Черноморскую гребную флотилию, но атаманом никогда не был. К личности этого яркого казака мы еще вернемся.

Сидор Белый – бравый кошевой атаман, который отличался умом и храбростью. Прославился в боях в войне с Турцией. Служба в атаманах была недолгой, но заслуги Сидора Белого для становления Черноморского войска трудно переоценить. Под предводительством Белого запорожское казачество приняло покровительство России. Было создано войско, которому был уготовлен славный путь в отечественной истории. Сидор Белый не дожил до исторического дня подписания императрицей Жалованной грамоты. Стал человеком, который заложил первый камень в основании Черноморского войска. Его имя носил 1-й Полтавский полк, один из старейших конных полков Кубанского казачьего войска.

«Поедемо дальше!»

Сидор Белый происходил родом из состоятельных дворян Херсонского уезда Новороссийской губернии. Получил хорошее домашнее образование и в молодые годы начал службу простым казаком в Запорожской Сечи. Образованный и отважный казак быстро выдвинулся и стал занимать должность войскового есаула. Казаки Запорожской Сечи уважали Сидора Белого.

В 1774 году Сидор Игнатьевич во главе депутации выехал в Санкт-Петербург с ходатайством о защите прав и владений запорожцев во время разорения Сечи генералом Текелием. Казаки покинули Санкт-Петербург в глубоком отчаянии – Сечь императрица восстанавливать не собиралась, родные курени стояли в развалинах. Запорожское казачье войско прекратило свое существование после обнародования манифеста Екатерины II. В книге «Казачьи атаманы» Алексей Шишов приводит описание историка Василия Потто о том, как Головатый и Белый, возвращаясь с «пустыми руками», даже хотели свести счеты с жизнью:

«Они зарядили два пистолета и условились, чтобы Головатый прочел вслух все ежедневные молитвы, и когда надо будет читать «Верую», то обоим приготовиться, а по слову «аминь» стрелять. Выбрав в лесу удобное место, они простились до скорой встречи в лучшем мире и чтение молитв началось.

Вот уже Головатый дошел до «Отче наш» и до слов: «Но избави нас от лукавого», – как вдруг его озарила новая мысль. Он опустил пистолет и спросил у Белого:

– А знаешь що, батьку?

– А що?

– Вот се мы постреляемося.

– Эге.

– И нас тут найдут мертвых.

– Эге!

– И скажут: вот два дурня, запорожци, верно напилися мертвецки и пострелялись сами не зная чого, и никто не узнает, зачем мы пострелялись и не будет нам ни славы, ни чести, ни памяти.

– Так що ж робити? – спросил его Белый.

– А цур ему стреляться, батьку; поедемо дальше.

– Справды, цур ему, поедемо, – сказал Белый.

Помолились Богу, потянули горилки из дорожной баклажки и отправились в путь-дорогу, к родным куреням».

Войсковой судья Антон Головатый и помощник атамана Захарий Чепега были верными товарищами Сидора Белого. Они станут последующими атаманами Черноморского войска. Головатый и Чепега, также как Белый, горели возрождением славы казачества.

Обустройство коша

Возвращаясь к Запорожской Сечи, после прекращения ее существования, часть казаков ушла в турецкие пределы, на Дунай. Часть запорожцев осталась в России. К созданию нового войска бывалого, авторитетного, горевшего боевым духом казака Сидора Белого привлек князь Потемкин.

Первое, что сделал кошевой атаман, приняв должность – основал войсковой кош близ устья реки Буга в урочище Василькове. Кошевое правление ввел по примеру бывшего запорожского войска. Войско верных казаков стремительно росло. Сидор Белый много делал для обустройства коша – строил дома, сараи, погреба. При нем ремонтировались суда военной казачьей флотилии. Была построена кошевая церковь. Это было временное пристанище. Казаки еще не знали, что вскоре будут перебираться на Северный Кавказ, в Черноморию (на Кубань).

Славная битва и последнее «прости»

Исключительная распорядительность, административный такт и полководческий талант Сидора Белого проявились в Русско-Турецкую войну в 1787 году. Именно в ней он покрыл себя славой, которая до сего дня удивляет историков.

«Седой старик, но исполненный огня, наездник давних сечевых времен, имевший привычку выезжать в перестрелки без шапки с выставленной наружу мощной своей и загорелой грудью», – писал об атамане историк И. Попка.

Войску и атаману Белому предстояли нелегкие обязанности службы в войне с турками. 21 мая 1788 года турки пытались атаковать казачий кош, открыли усиленную пальбу с судов, но безуспешно. Казаки, согласно распоряжению Белого, со своей стороны ограничились простым наблюдением за неприятельской флотилией, не могшей нанести существенного вреда кошу, благодаря дальнему расстоянию коша от турецких судов. Вскоре Сидор Белый был назначен с казачьей флотилией в русскую эскадру под команду принца Нассау-Зиген. Согласно распоряжению принца, казаки 11 июля выдержали на своих мелких судах первый бой с турецкими кораблями. Несмотря на неравенство сил, казаки жестоко поразили турецкий флот, дерзко сцепившись с турецкими кораблями и храбро сражаясь врукопашную с неприятелем на их бортах.

За блестящую победу заплатили дорогую цену. Битва была роковой. Сидор Белый был ранен и скончался после этого. Казаки потеряли своего седого батьку.

Атаман был похоронен со всеми воинскими почестями в Кинбурнской Александро-Невской церкви.

Историк В. Соловьев пишет: «Со всех бастионов палили из орудий; стоящие у церкви казаки-мореходы по команде залпом стреляли из ружей. А на рейде казачьи лодки по очереди посылали из своих пушек последнее «прости». Екатерина вторая подписала Указ о производстве Белого в чин полковника армии. Сидор Белый завещал казакам «держаться более всего старого сечевого уряда», сохранять военную организацию, уклад жизни, традиции и хранить верность России.

На место Сидора Белого войско избрало своим атаманом его помощника – Захария Чепегу. Впереди было переселение на новую землю – на Кубань.

Подготовила Елена Крестьянова.

Благодарим за содействие и помощь в подготовке материала Межпоселенческую библиотеку Темрюкского района.