Как известно, на Тамани до революции в каждом населенном пункте была своя церковь. В тридцатых годах прошлого века все они, за исключением таманского Свято-Покровского храма, были уничтожены. Информации о них ничтожно мало, и она практически неизвестна широким слоям населения. Мы решили восполнить этот пробел и представляем нашим читателям редкие сведения об истории возникновения таманских храмов, о священнослужителях, которые наставляли и духовно воспитывали наших прародителей. Без сомнения, они были знаковыми людьми для своего времени.

Свято-Покровская  (приписная) церковь в станице Тамани

Была построена, по разным данным, в 1793 или в 1794 году первыми переселенцами из Запорожья. Еще в начале прошлого века здесь хранились уникальные предметы: серебряное блюдо весом 3 фунта 76 золотников, пожертвованное полковником А. Головатым в 1795 году; серебряное кадило и ценная дарохранительница работы полкового есаула К. Чижевского; престольный серебряный крест весом в 2 фунта 20 золотников с частицами многих мощей, сделанный в 1700 году (крест этот был отбит жертвователем в 1812 году у французов); Библия и литургион, напечатанный в Львове в 1691 году, принадлежавшие ранее первому священнику Покровской церкви Павлу Демешко. В 1796 году, если верить исповедным спискам, Павел Иванович был уже вдовствующим священником, притом что на руках у него находились малолетние дети: дочь Параскева девяти лет, двухлетний сын Лев и годовалый Константин. Батюшке помогали вести хозяйство наемники: Иван Сало, преклонных лет вдова Татьяна Ткачиха и дочь ее Настасья.

Случаи вдовства среди священников были нередки, а повторные браки для них были исключены. Судя по всему, продолжительность жизни у населения Черномории в то время была недолгой – как у женщин, так и у мужчин. Мало кто из священников, при всем благообразии их жизни, перешагивал 50-летний рубеж. Сын Павла Демешко Константин умер в 1812 году, когда ему было всего 16 лет, священник Федор Диаковский, служивший при Успенской церкви в селении Старотитаровском, умер в возрасте 35 лет.

В первом составе причта Таманской церкви состояли кроме Павла Демешко диакон Григорий Стрешенко, дьячки Фома Писковский и Савва Рясний (дьячками до 1868 года называли псаломщиков), пономарь Федор Плохий и ктитор Леонтий Штригель. Фома Писковский впоследствии дослужился до звания священника, в котором и возглавлял приход Свято-Покровской церкви в 1816 году. При нем в это время служили: дьячок Федор Белявский, пономарь Иван Писковский и диакон Федор Белоусов, у которого незавидно сложилась судьба – после того, как он уже стал священником, он был «запрещен за пороки и от места отрешен». Затем в таманскую церковь Покрова был выписан из Воронежа священник Илларион Лавров. Протоиреем служил в церкви Гаврила Шепетковский, который умер в 1829 году. В 1835 году в причте состояли диакон Афанасий Федоренко и пономарь Иван Коноваленко. До 1829 года в церкви служил дьячок Иван Щебуткин – возможно, родственник священника Федора Щебуткина, известного тем, что он завещал после своей смерти Покровской церкви саманный дом в Екатеринодаре (на углу Рашпилевской и Длинной). Покровская церковь, кроме того, владела совместно с Вознесенской церковью по завещанию участком умершего сотника М. Островского в 215 десятин. В завещанном Островским саманном доме проживал первый священник. Второй священник размещался в доме, построенном на церковные средства. Диакону же предоставлялась квартира при церковно-приходской школе.