Осенью 1941 года город Темрюк стал прифронтовым. До начала боевых действий на Таманском полуострове все население города и станиц уже с первых дней войны жило по законам военного времени. Как и весь советский народ, темрючане узнали о начале войны днем 22 июня 1941 года, и уже в первые пять дней в Темрюкский военкомат поступило 600 заявлений об отправке на фронт добровольно. Всей организационной работой оборонного характера руководил Темрюкский городской комитет обороны, образованный 12 ноября 1941 года. Возглавлял комитет обороны первый секретарь РК ВКП(б) А.Т. Долголенко.

На базе механических мастерских местных предприятий было организовано изготовление клинков для вооружения красных кавалеристов. Всего было изготовлено 580 клинков. На базе мастерских промартели «Кожкоопремонт» было налажено производство для рабоче-крестьянской Красной Армии сёдел и в 1941 году их было изготовлено 270 штук.

В Темрюке было расположено 10 эвакуационных госпиталей. В госпиталях наряду с военными медиками работали жители города, особенно молодежь, которые помогали ухаживать за ранеными. Кроме того, в городе и районе был организован сбор необходимого оборудования для полевых эвакуационных госпиталей. Было собрано разной мебели до 200 предметов, кроватей 480 штук, постельных принадлежностей более 500, посуды разных наименований более 2500 предметов и многого другого. Женщины и девушки города зачастую, отработав день на заводе или в поле, приходили в госпитали и работали по ночам.

Тамань продолжала давать стране хлеб, рыбу, консервы и другую продукцию.

Необходимо отметить, что в этот период до 50 работников рыбной, консервной промышленности и рыбаков-колхозников были награждены Наркоматом рыбной промышленности за перевыполнение планов военного времени.

Темрюкские рыбаки проявили мужество и отвагу в Керченско-Феодосийской десантной операции зимой 1941-1942 годов. Тогда из Темрюкского порта ушли под Керчь 75 рыболовецких судов с морской пехотой, многие из которых не вернулись.

Оборона Таманского полуострова решением командования фронта была возложена на 17-ю кавалерийскую дивизию, Керченскую военно-морскую базу и пехотные части 47-й армии. Но в связи с отводом войск 47-й армии с Таманского полуострова к Новороссийску Ставка верховного главнокомандования возложила оборону этого района на сухопутные части Черноморского флота, рекомендуя занять оборонительные рубежи батальонами морской пехоты Азовской военной флотилии под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова. Противодесантную оборону и артиллерийскую обработку на этом участке вели подразделения 140-го артдивизиона под командованием капитана А.С. Панасенко. В состав дивизиона входили две батареи и две полубатареи пушек 175-го калибра.

Эти части на побережье и морская пехота Азовской военной флотилии в составе трех батальонов морской пехоты и отдельного Кубанского отряда кораблей флотилии и должны были выполнять приказ командования по обороне Таманского полуострова. Соотношение сил было следующим: указанные подразделения Красной Армии оборонялись против 5-й и 9-й кавалерийских дивизий врага. На первоначальном этапе перевес в пехоте был в четыре  раза, а в артиллерии – в семь раз в пользу врага.

В ходе дальнейших боев за Темрюкскую военно-морскую базу 144-й  и 305-й батальоны отражали наступление 5-й румынской кавдивизии. Бои за Темрюк принимали все более напряженный характер, многим подразделениям приходилось действовать самостоятельно, находясь в полном окружении врага. Но моряки стойко обороняли свои позиции. За период боев под Темрюком с 14 по 19 августа 1942 г. враг потерял убитыми и ранеными более 3000 человек.

Но, не считаясь с потерями, враг рвался в Темрюк – к последнему советскому порту на Азовском море, который сковывал коммуникации врага на правом фланге фронта. Оборонявшиеся советские части не допускали высадки десанта с Крыма, давая возможность укреплять Новороссийский оборонительный район (НОР). Темрюк нужен был врагу. Таманский плацдарм необходимо было захватить, чтобы вытащить «эту занозу из правой ноги шагнувшего на Кавказ захватчика». Поэтому враг бросал в бой все новые и новые части.

По состоянию на 20 августа 1942 года противник сосредоточил в районе хутора Коржевского до трех полков пехоты, большое количество артиллерии и танков. Несколько часов шла вражеская артиллерийская авиационная подготовка. В результате врагу удалось прорваться в глубину нашей обороны южнее Курчанской. На этом этапе боев за Темрюк для усиления сухопутной обороны из личного состава кораблей Азовской военной флотилии был сформирован еще один батальон морской пехоты, названный на время обороны Темрюка Азовским батальоном. Возглавил его майор Ц.Л. Куников.

Бои не прекращались ни днем, ни ночью. Авиация противника часами висела над позициями моряков. Однако ничто не приносило врагу долгожданного успеха: он продвигался ничтожными темпами, буквально по трупам своих солдат. Морские пехотинцы же, занимая оборону на любом, хоть сколько-нибудь пригодном рубеже, заставляли противника перестраиваться из походных порядков в боевые, активной обороной изматывали его силы и отходили только тогда, когда была подготовлена новая линия обороны, а численное превосходство противника делало дальнейшее сопротивление на данном рубеже неразумным. Так, медленно отходя, моряки Азовской военной флотилии прикрывали свою последнюю базу — Темрюк. 

Началась непосредственная оборона города Темрюка. Не считаясь с потерями, гитлеровцы рвались к городу, вводя в бой все новые части. Только в течение дня 23 августа 1942 г. морские пехотинцы, поддержанные корабельной артиллерией, отбили семь атак врага, уничтожив до 1500 солдат и офицеров. В разгар боев на подступах к городу командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С.М. Буденный прислал командующему Азовской флотилии С.Г. Горшкову следующую радиограмму: «Объявите всему личному составу, что оборона Темрюка войдет в историю Отечественной войны». За героизмом, проявленным личным составом, следила вся страна, как в свое время следила за героями Севастополя. По данным разведки, было уничтожено до 80% состава 5-й румынской кавдивизии и до 85%  9-й румынской кавдивизии. Защищая Темрюк, батальоны морской пехоты сковывали три кавалерийские дивизии противника, поддерживаемые артиллерией и авиацией. Однако силы были неравны, к тому же у оборонявшихся отсутствовали резервы для замены павших товарищей. Учитывая это, а также необходимость срочно прикрыть подступы к Новороссийску,  командующий  Азовской военной флотилией получил приказ: к вечеру 23 августа 1942 г. оставить город и порт Темрюк. Последние подразделения уходили ночью, уничтожив переправы и заминировав порт. Враг, сильно потрепанный в боях, не сразу вошел в город, а войдя в него, не имел сил преследовать наши отходившие части.

Черные дни наступили для мирных жителей солнечного Темрюка. Оккупация Темрюка длилась более 400 дней. На захваченной территории немцы установили так называемый «новый порядок».

Но наведение «нового порядка» террором, массовыми убийствами, арестами и облавами не смогло заставить мирных жителей покориться врагу. Это еще больше разжигало у народа ненависть к захватчикам, вело к организованной борьбе с врагом в тылу. Темрючане не преклонились. В городе действовали подпольные группы Леонтия Оберемченко, Нилы Косогоровой, Кати Виноградовой и Дуси Полтавской, советские разведчики-радисты Нина Маковейчук и Петр Лавренчук. Они вели борьбу с врагом тайную, подпольную, но так активно, что вскоре фашисты почувствовали их силу.

В станицах Темрюкского района фашисты уничтожили всех активистов и комсомольцев. Так, в станице Вышестеблиевской было расстреляно 30 мирных жителей. В станице Тамань только в один день, 16 февраля 1943 года, были расстреляны 100 человек, в том числе малолетние дети, которых враги закопали живьем. Расстреливали целыми семьями, не щадя ни стариков, ни младенцев.

На Таманском полуострове фашистами было оборудовано множество лагерей для военных красноармейцев, в которых держали и морили сотни тысяч пленных и раненых. В начале 1943 года в лагерях началось массовое уничтожение пленных. 27 февраля 1943 г. на усадьбе МТФ колхоза «По заветам Ленина» на окраине Темрюка фашисты расстреляли 300 военнопленных, в станице Тамань – 700 человек, в пос. Стрелка – 350 человек, а в здании зернохранилища были сожжены 425 тяжелораненых красноармейцев.

Погибли от рук оккупантов и бойцы Темрюкского партизанского отряда «Мстители», который был  сформирован в августе 1942 года. Командир отряда А.С. Бабич.

Помимо этого в Темрюкском районе действовало разветвленное подполье. Подпольные группы по 11 – 13 человек действовали в ст. Голубицкой, поселках Приморском и Кучугуры. Действия патриотических групп, разведчиков-радистов, партизанских отрядов помогли частям советской Армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Они не только собирали ценные сведения и передавали их в штаб фронта, но и поддерживали у мирных жителей веру в победу, а врагам не дали почувствовать себя хозяевами на таманской земле. Своими действиями они приближали день освобождения нашего города и района от фашистов.

Елена Падалица, начальник архивного отдела администрации муниципального образования Темрюкский район.

По материалам документов архивного фонда № Р-158 «Коллекция документов по истории Темрюкского района».