Дом­-музей Лермонтова в станице Тамань. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»

В творчестве многих русских писателей и поэтов XIX века Кавказ и Кубань стали своеобразной Меккой. «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских поэтов заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии», – писал В.Г. Белинский.

«С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма», – писал Пушкин 24 сентября 1820 г. брату Льву из Кишинева, вспоминая поездку с Раевскими на Кавказ и в Крым.

В 1999 году страна отметила 200-летний юбилей гения русской поэзии А.С. Пушкина.

Смерть Пушкина пробудила второго гения – М.Ю. Лермонтова. Судьба этих сынов России удивительным образом переплелась с Таманью. Оба в разное время посетили ее. Оба в эту пору были гонимы. Для обоих поэтов пребывание в Тамани не осталось бесследным в их творчестве.

1837 год стал переломным для М.Ю. Лермонтова. Следуя в отряд генерала Вельяминова А.А., в сентябре 1837 года поэт остановился в Тамани на подворье черноморского казака Ф. Мысника. Все, что с ним произошло в течение двух дней легло в основу повести «Тамань», написанной им в конце 1839 г. В декабре 1840 года Лермонтов еще раз посетил Тамань, следуя в штаб Тенгинского пехотного полка в г. Анапу.

Дом-музей М.Ю. Лермонтова был открыт 24 октября 1976 года в честь пребывания поэта в Тамани в 1837 году. В основу создания Лермонтовского музея легли страницы повести «Тамань», рисунок М.Ю. Лермонтова «Тамань. Домик у моря», работа первого директора Екатеринодарского музея Е.Д. Фелицына, через сорок лет после гибели поэта посетившего Тамань, зарисовавшего дом, где останавливался поэт Лермонтов.

На подворье две казачьи хаты. В большая хате останавливался поэт. Обстановка в хате восстановлена по тому, как описал ее автор в повести «Тамань»: «Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». В «лачужке» сейчас размещена экспозиция, посвященная быту жителей Тамани 30-х годов XIX века. На подворье Ф. Мысника восстановлены хозяйственные постройки: бассейн для хранения воды, глинобитный сарай для кур – «курник» (на местном диалекте), печь – «кабыца» и навес для хозяйственных нужд.

В 1979 году открылась литературная экспозиция «Две поездки М.Ю. Лермонтова на Кубань». Лермонтов, как человек, – это единственная тема, которая может быть охвачена. Творчество – неохватная тема. А жизнь Лермонтова «хоть и три дня» тверда, реальна, что и положено в основу экспозиции. И если биографию можно иллюстрировать, то творчество – только в ничтожной степени.

Литературная экспозиция музея доказывает это.

Музей в Тамани своей самобытностью, интересной научной интерпретацией привлекает посетителей России, ближнего и дальнего зарубежья, кому не безразлична судьба русского гения.

В этом году весь мир отмечает 200-летие М.Ю. Лермонтова. В Турции, Израиле, Италии, Америке, Китае уже прошли торжественные мероприятия, концерты, посвященные этой дате. Юбилейный год поэта в Год культуры отмечают и во всех российских лермонтовских музеях: в Тарханах, Пятигорске, Москве, Санкт-Петербурге, Тамани.

10 – 11 мая в Тамань прибыл Международный автопробег, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, проводимый по инициативе Пензенского губернатора В.К. Бочкарева и Всероссийского русского географического общества. Делегация из Пензы привезла книгу с произведениями поэта. Это уникальное издание, в кожаном переплете, более 800 страниц, займет достойное место в музее – заповеднике Тарханы. На ее листах автографы наших современников, сохраняющих память о великом поэте, его бессмертных произведениях.

Тамань является уникальной сокровищницей лермонтовского мемориального наследия, «золотым фондом» Кубани. В музее скомплектован и введен в научный оборот большой фонд архивных, документальных, предметных, изобразительных материалов о жизни и творчестве поэта. Издаются научные сборники, книги, просветительская литература. В 2013 году экспозиции музея пополнились редкими экспонатами XIX века: подсвечники, чайная пара, сахарница, сухарница из чайного сервиза «Райская птица» Гарднерского фарфорового завода, дорожный сундук, письменный набор, походный набор: тренога, чайник, кружка, черпак.

Мы все, живущие на этой земле, любим Лермонтова не только как великого национального поэта, он близок нам, как истинно русский характер: верующий, искренний, страстно любивший нашу многострадальную и великую Россию. «Люблю Отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой, ни слава купленная кровью…». Трудно что-либо добавить к этим бессмертным словам.

Основное назначение литературных музеев в нашей стране заключается в том, чтобы бережно хранить культурное наследие нации, историю России, увековечивать память великих писателей, поэтов, изучать их творчество и воспитывать своими специфическими средствами патриотичного, современного, гармонично развитого человека, а не «Иванов, не помнящих родства».

Многое изменилось в этих краях, но попытайтесь проехать по тем дорогам, по которым когда-то «по казенной надобности» следовал поэт, и вы увидите бесконечные кубанские степи, кубанских казаков и не умолкающие волны Черного моря.

В. Малахова,

заведующая сектором литературного отдела

Таманского музейного комплекса.

 

Экспозиция музея.

 

Делегация из Пензы в ст. Тамань во время автопробега к 200­летию М.Ю. Лермонтова.