Фанагорийская археологическая экспедиция в районе п. Сенного проводит очередной  полевой сезон. Недавно подводный отряд экспедиции обнаружил уникальную находку – металлический V-образный таран с античного корабля. Это не единственная находка в этом году. Мы побывали на месте раскопок. Заместитель начальника экспедиции, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института археологии РАН  Алексей Завойкин рассказал об особенностях археологического сезона.

– Алексей Андреевич, сколько продлится сезон археологов?

На большом раскопе «Верхнего города» на месте акрополя Фанагории приступили к работе в 20-х числах июня. Экспедиция    продлится около двух месяцев. Как известно, работы ведутся Институтом археологии Российской академии наук при поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». Немало времени потрачено на расконсервацию главного раскопа Фанагории.   Из-за ветра, дождей на зиму укрываем места раскопов.  Некоторые ямы достигают 3-4 метров глубины в  культурном слое, разумеется за сезон не успеваем его полностью исследовать, поэтому консервируем  ямы до следующего сезона.  Присыпаем землей, используем морскую траву, камку. К началу лета площадь раскопа покрывается растительностью. Все приходится расчищать заново, раскапываем сотни ям, чтобы продолжить исследования. На это уходит немало времени.

— Кто принимает участие в работе экспедиции, в поисках новых фактов истории на раскопе древнегреческого города?

В экспедиции работают специалисты разных направлений: археологи, историки, антропологи, палеозоологи, а также аспиранты и студенты Кубанского государственного университета, вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Оренбурга, Воронежа и других городов России.  Поддержка фонда Олега Дерипаски позволила комплексно и масштабно проводить исследования в этом уникальном месте.  В 50-60-е годы на раскопах нередко работали местные жители, получали полтора рубля в день.  Для того периода это был немалый заработок. Традиция участия в экспедиции жителей края возобновляется в наши дни. Профессиональная подготовка студентов кубанских вузов – суть совместного проекта. К нам приезжают студенты КубГУ, изучающие  археологию и историю. Некоторые бывшие студенты работают в экспедиции много лет. Например, девятый сезон трудится учитель истории школы из поселка Фадеево Крымского района Дмитрий Лихтин. Педагогу есть,  что рассказать ребятам на уроках истории Древнего мира. Думаю, что для школьников нужно проводить выездные уроки в музеях,  в местах раскопов. Тогда возрастет интерес к изучению истории родного края, России в целом.

– Недавно найден таран. Какие исторические факты подтвердила эта уникальная находка?

На бронзовом таране, длиной около метра, который крепился на носу судна, отчетливо видны отлитые знаки царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора – звезда и полумесяц.  Это проясняет обстоятельства гибели античного корабля, найденного во время подводных работ экспедиции в Таманском заливе два года назад. Это был один из кораблей военного флота понтийского царя. Судно было сожжено во время восстания фанагорийцев  и штурме города в 63 году до н.э. Об этом писал греческий историк Аппиан, описывая события накануне гибели Митридата в 63 году до н.э. Возможно, именно тогда погибла  любимая наложница царя Гипсикратия, о судьбе которой писал Плутарх. Теперь нам стало известно, что ее похоронили на фанагорийском некрополе.  Здесь сходятся звенья одной цепи. И найденное надгробие Гипсикратии, и сгоревший дворец царя с кладами монет – это подтверждение исторического факта.

– Многие уникальные находки фанагорийской экспедиции хранятся в Эрмитаже.  Какой будет судьба тарана ?

В апреле этого года премьер-министр России подписал распоряжение о создании историко-археологического музея-заповедника «Фанагория». Таран, очевидно, станет экспонатом нового музея. Сейчас ведутся реставрационные работы в нашем научном центре.  Опытный реставратор Ольга Гунчина, первоклассный специалист по реставрации металла, занимается новой находкой. Идет процесс промывки бронзового тарана дистиллированной водой. Предметы из глины – амфоры, столовая посуда, найденные на раскопе, сначала поднимаются на верхнюю площадку, поделенную на квадраты. Каждый имеет свой номер. Это не случайно, так как раскопы ведутся на определенных участках. На площадке проводится первичная обработка, расчистка, потом партию находок передаем в научный центр для дальнейшего исследования.  Составляется опись коллекций. Часть находок отправляли на реставрацию в Москву. Теперь в этом нет необходимости, так как есть свой научный центр с хорошо оборудованной лабораторией.

— Что изменит строительство нового федерального музея?

Строительство этого музея – значимое событие для России. Помимо просветительского значения будет определенный экономический эффект. Создание культурного объекта не только привлечет поток туристов, но и повлияет на развитие инфраструктуры, будут созданы новые рабочие места. Думаю, что изменится и отношение к памятникам историко-культурного наследия местных жителей. Ведь были времена, когда здесь искали золотые монеты в надежде заработать денег. Теперь находки Фанагории, представляющие   культурную и историческую ценность для всей России, будут храниться в новом музее.

– Во время раскопок Фанагории обнаружена винодельня.  С верхней площадки раскоп как на ладони.  Отчетливо видны фрагменты огромного пифоса   и трех углублений, где стояли сосуды для приготовления вина. Как в древние времена делали и хранили вино?

Наличие винодельни подтверждает, что в этом районе города, где раньше был общественный центр, позднее шла обычная хозяйственная жизнь. Это IV век н.э.  Сохранились площадки для отжима винограда и три цистерны, углубления, в которые стекало сусло. По количеству слоев стенки, а их мы насчитали более двадцати, можно подсчитать, сколько лет пользовались этим сооружением.  Из ямок-углублений на дне цистерн было легко отчерпывать сусло.  После брожения сусло переливали в большие сосуды – пифосы – высотой до двух метров и даже больше.

— Сейчас современная  технология виноделия.  Вино хранится в емкостях из нержавеющей стали, в дубовых бочках. По какой технологии изготавливали емкости в древней Фанагории?

Это технически сложное сооружение, своего рода глиняная бочка, закапывалось в землю по горло. Пифосы изготавливали частями, затем их соединяли, просушивали и обжигали. Получали сосуд нужной формы и размера.  Старые сосуды с трещинами,  которые сложно было отремонтировать, использовали под хранение зерна, рыбы и других продуктов.  Цистерны для стекания сусла делали тоже по сложной схеме.  В земле выкапывали ямы. Обкладывали по краям камнем. Борта обмазывали известняком с мелкими фрагментами керамики. Такой состав высыхает и образует прочный слой, как цемент, и не пропускает влагу.  Таким технологическим оборудованием пользовались виноделы в древности.

– Считается, что большинство археологов – романтики.  Вы с этим согласны?

После моего первого археологического сезона в Фанагории в 1984 году я понял, что никогда не расстанусь с этим местом. Этот древнегреческий город стал смыслом моей жизни.   Экспедиция Института археологии, как я говорил, начала здесь исследования в 1936 году.  Бывали перерывы, когда раскопки здесь не велись. Все равно мы вернулись сюда, и работы нам хватит на несколько тысячелетий.  Другой такой Фанагории не будет никогда…

Беседовала Нелля Тютюник.

 

Фанагория – жемчужина археологических памятников Кубани

 

Руководитель отдела классической археологии ИА РАН, начальник Фанагорийской комплексной экспедиции, доктор исторических наук Владимир Кузнецов:

– Жемчужиной среди археологических памятников Кубани и всей России является столица Азиатского Боспора – Фанагория – античный город, который находится на берегу Таманского залива (между современными поселками Сенной и Приморский Темрюкского района). Город просуществовал более полутора тысяч лет. Он был окружен мощными крепостными стенами и застроен большими общественными зданиями, на площадях находились храмы и фонтаны, стояли мраморные статуи, а фанагорийцы жили в комфортабельных и красивых домах.