Анатолий Михайлович Гноевой.  Фото из семейного альбома.

В 2015 году отметим великую дату – 70-летие Победы в Великой
Отечественной войне. Это страшное слово – война – унесла миллионы жизней, принесла горе  и страдания женщинам, старикам и детям.   За период оккупации  Темрюкского района было угнано в Германию 16192 человека. Сегодня на Тамани проживают  более 3600 бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Эта страница истории коснулась многих жителей района. О своем военном детстве  житель города Темрюка Анатолий Михайлович Гноевой знает по рассказам мамы и старших сестер. Имя  Анатолия Михайловича хорошо известно в Темрюкском районе: более тридцати лет работал в районной прокуратуре, из них 20 лет – в должности заместителя прокурора.

 – Родился   в первый год Великой Отечественной – 10 августа 1941 года.  О тех испытаниях, которые пришлись на нашу судьбу,  и как удалось выжить, часто слышал  из рассказов мамы и старших сестер. Темой своего военного детства стал интересоваться в 60-х годах, когда повзрослел и осмыслил весь ужас последствий войны. Много трудностей было в самом начале жизни, а сколько пережито нашими родителями. Отца призвали в армию на переподготовку, где его и застала война.  Во время боев под Одессой он получил ранение в ногу и попал в  военный госпиталь  в районе Туапсе. После лечения направили в часть. По дороге в Крым он забежал домой, чтобы обнять жену и пятерых детей, будто чувствовал, что больше не встретимся. Отец не вернулся с фронта. Сохранилась только его фотография в военной форме. Мама часто  смотрела на фото и плакала. Одна поднимала пятерых детей. И такая доля досталась многим женщинам, – вспоминает Анатолий Михайлович.

В годы оккупации Темрюка семье Гноевых,  как и многим другим семьям земляков, досталась нелегкая доля.    Выживали, как могли.

– Тогда в 1943 году  на территории Таманского полуострова проходила  «Голубая линия» – оборонительный рубеж  фашистов, – вспоминает одноклассница Анатолия Михайловича,  председатель Темрюкской районной  организации бывших несовершеннолетних узников фашизма, Нина Яковлевна Бибик. – Население оказалось между передовой и второй линией обороны немецких войск. Для строительства укреплений разбирали жилые строения. Люди вынуждены были жить в сараях. Жителей на баржах переправляли в Керчь, а оттуда поездом – в сортировочный лагерь.

 Тогда под натиском советских войск  с началом военной операции по освобождению Кавказа, у немцев остался лишь один путь к отступлению – морем.  Чтобы спастись от  обстрела авиации, немцы загоняли детей и женщин на верхние палубы морских транспортных судов и заставляли махать белыми платками нашим самолетам, которые кружили над головами. Дети и женщины были живым щитом для отступающих гитлеровцев. На одной из таких барж  была и семья Гноевых.

 – Это факты истории.  Сестры и мама рассказывали, что фашисты срочно погрузили всех в машину и повезли в порт.  Мы пересели на военно-десантные баржи. Мама рассказывала, что на том берегу в Крыму  в районе города Джанкоя немцы поселили нас в одном из поселков. В небольшом помещении ютились три семьи. Знаю, что одна семья была из станицы Старотитаровской, другая – из станицы Гостагаевской.  После освобождения Крыма от фашистов нас стали переправлять назад на родную Тамань. Сейчас детям войны более семи, восьми десятков лет, – рассказывает Анатолий Михайлович.

Послевоенные годы были тоже тяжелыми: восстанавливали разрушенные дома, здания, предприятия. Молодое поколение строило планы на будущее. Анатолий Михайлович окончил вечернюю школу, работал сварщиком на Темрюкском рыбозаводе, откуда его призвали в армию – в военно-морской флот. Во время прохождения службы окончил партийную школу и получил звание младшего лейтенанта. Анатолий Михайлович решил связать свою жизнь с профессией юриста и поступил на заочное отделение Московского юридического института. Три года был директором Темрюкской типографии. На четвертом курсе  студента пригласили на должность следователя прокуратуры. Так  у Анатолия Михайловича началась  профессиональная деятельность в органах прокуратуры. Работал следователем, потом старшим следователем. В марте 1980 года назначили заместителем прокурора района.

 – Все сложилось в жизни: крепкая семья, хорошие дети, карьера.  Остаюсь верен своей профессии,  и сейчас помогаю людям добиться справедливости, установить истину.  Вырастили с супругой дочь и сына, четверо внуков. Рассказываю им о войне, своем детстве. Так хочется, чтобы  в их судьбе не было войны.