Александр Антонович Безрукавый.

 Наш земляк, темрючанин Александр Антонович Безрукавый отметил свой девяностый день рождения. Совет ветеранов района тепло поздравил ветерана Великой Отечественной войны, ветерана МВД с замечательным юбилеем.

 

Юбиляр прожил славную, достойную жизнь.

Мы все верим, Александр Антонович, что будем с радостью отмечать и Ваше столетие! Будьте здоровы, счастливы, бодры, оптимистичны!

 

Посмотрите на фотографию из 1943 года, на которой запечатлён молоденький, безусый красноармеец Саша Безрукавый. Ему 18 лет, а за этими мальчишескими плечами уже больше года фронтовой жизни, в которой были  и  отступление под натиском фашистов, и наступление, и медсанбат, и много еще чего: тяжкого, безрадостного, невыносимого.

 

Фото 1943 года

Александр Антонович вспоминает свою фронтовую биографию. При этом нельзя не отметить и ясность его ума, и завидную для этих лет память, и грамотную речь. Из прочно отложившихся в памяти эпизодов фронтовой жизни солдата  Безрукавого складывается суровое полотно войны.

Лето 1942 года. Анапа. Вот-вот немцы подойдут сюда. В прифронтовых зонах повсюду создаются истребительные батальоны, набирают в них молодых ребят, не достигших призывного возраста, безо всяких медкомиссий. В один из таких батальонов в Анапе попал и Александр Безрукавый.

– Нас было в истребительном батальоне человек шестьдесят. Сначала нас увезли в Крымск, потом – в Краснодар, – вспоминает Александр Антонович. – Поселили в первом Краснодарском пехотном училище на улице Седина.

Заниматься чисто военной подготовкой с нами было некому (все офицеры на фронте), поэтому отрабатывали строевой шаг, штудировали учебные пособия.

10 августа нас подняли по тревоге и направили в г.Орджоникидзе в Осетии, где мы должны были пройти настоящую военную подготовку. Пока мы двигались по адыгейским степям (жара, пыль, голод, запруженные беженцами дороги), немцы отрезали нам путь в Осетию. Тогда нас повернули к Черному морю, в сторону Туапсе, и далее в Сухуми. В сентябре в Сухуми был сформирован
274-й стрелковый полк войск
НКВД, а я стал рядовым стрелком. Моим оружием была винтовка Мосина да два боекомплекта к ней по 60 патронов каждый.

В военной судьбе каждого участника Великой Отечественной войны отдельной строкой записывается время участия его в боевых действиях. У Александра Антоновича боевые дни и месяцы – апрель-июнь 1943 года.

А пока февраль 1943 года. Сформированный в Сухуми 274-й стрелковый полк грузится в эшелон и вывозится на границу Ростовской области (район ст.Кущевской). Готовится  штурм г.Ростова.

– Мы должны были форсировать Дон по льду, – вспоминает ветеран. – Но это не удалось сделать, так как лед  уже был разрушен. И тогда нас повернули на Кубань, в район «Голубой линии» – укрепленных позиций  от Черного моря до Азовского.

Высадились мы в районе г.Славянска-на-Кубани, потом выдвинулись к ст. Анастасиевской в направлении Темрюка. Регулярные войска отошли, а дивизия, в которую входил наш вновь сформированный полк, занял позиции на «Голубой линии».

На Кубань уже пришла весна 1943 года. Хотелось молоденькому бойцу задрать голову и любоваться этой чистой, бездонной синевой неба, слушать пронзительную тишину, которая случается только в редкие мгновения между боями. Но идет война, война не на жизнь – насмерть!

На всю жизнь врезались в память Александра Антоновича те фронтовые дни и ночи. Совсем недалеко хутор Белый, где он родился. Там немцы, и здесь вокруг немцы. Тяжело давалась каждая пядь кубанской земли, отбитой у немцев.

Бой у хутора Свистельников, что находился перед рекой Куркой, стал для стрелка Безрукавого последним. Он помнит, как утром их полк подняли в бой, без артподготовки, без танкового сопровождения, без авиационной поддержки. Бойцы бежали на немцев с винтовками наперевес, абсолютно беззащитные. В итоге попали на минные поля.

– В том бою мы потерпели поражение, – с горечью говорит фронтовик. – Меня, едва живого, без сознания, отправили в медчасть в хуторе Прикубанском. По выздоровлении нас оставили в медсанроте в помощь
медработникам.

Война продолжалась, до конца её было еще далеко. Рядовой Александр Безрукавый взрослел,  закаляясь в горниле войны. Слава богу, остался жив в то самое время, когда на его глазах умирали, гибли десятки его боевых товарищей.

Дальнейшие этапы его военной биографии: охрана объектов в Ставрополье зимой 1943-1944 г.г., весной 1944 г. охрана железной дороги на Украине, на Ковельском направлении. Закончилась военная дорога Александра Антоновича Безрукавого в Белоруссии, в г. Ошмяны. После расформирования их полка он попал в пограничные войска в Калининградскую область.

Направили его на обучение в окружную сержантскую школу служебного собаководства, и демобилизован из армии он был только в 1950 году. Еще до демобилизации Александр был зачислен в Елабужское средне-специальное училище НКВД, закончил которое в 1951 году и получил звание лейтенанта внутренней службы. По распределению попал на Сахалин, где прослужил до 1971 года и в звании капитана внутренних войск был уволен в запас.

 

Урок мужества в школе №20 п. Красный Октябрь.

Таким образом, общий срок службы нашего уважаемого ветерана – 49 лет!

Его участие в Великой Отечественной войне отмечено орденом Отечественной войны второй степени и тремя медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией».

Александр Антонович и сегодня на службе. Совет ветеранов МВД гордится своим 90-летним ветераном: он активист, приходит на собрания, встречается с ветеранами, выступает перед детьми, личным составом ОВД.

Он и впрямь молодец! Красивый, подтянутый, опрятный, не сдается старости. Секрет того, как хорошо выглядеть, Александр Антонович не скрывает: надо двигаться, физически работать. Конечно, у него и хорошие опекуны – внуки и правнуки. После ухода из жизни его супруги молодежь взяла дедушку под свою опеку и не оставляет без внимания.

Таким теплом должны быть согреты все наши ветераны!

А.Кузнецова,

 член пресс-группы районного совета ветеранов.

Фото предоставлены советом ветеранов.