Тамань – край виноградарства и виноделия. Сколько талантливых специалистов работает в этой отрасли.  Они создают  славу таманскому виноделию, целиком и полностью отдаются своей работе,  увлеченные люди, интересные собеседники. Наш собеседник – заместитель генерального директора по науке и качеству ОАО АПФ «Фанагория» Валентина Григорьевна Попандопуло.

Первое, что удивляет в рабочем кабинете Валентины Григорьевны, – повсюду миниатюрные букетики лаванды.

– Валентина Григорьевна, у Вас целая коллекция лаванды.

У меня три любимых аромата: лаванды, лесной фиалки и цветущей виноградной лозы. Собрала лаванду из разных стран мира, где бывали мои друзья, коллеги. Привезла букетик из Австралии, когда гостила у своей подруги-винодела. На Тасмании уникальный микроклимат. Со всех сторон – океан, лавандовые поля. В Австралии  культ лаванды. Ее используют в косметике, приготовлении сыров, выпечке. В аэропорту есть магазинчик, где все с лавандой. Она действительно заслуживает внимания, у нее особенный аромат, нравится мне больше всех.

– Лаванда и виноград. Есть какая-то связь между ними?

И виноград, и цветы, и любые растения впитывают и отражают терруар той местности, где произрастают. В Австралии тоже выращивают виноград, развито виноделие.
Разумеется, терруар винограда, выращенного в разных климатических зонах, на разных континентах,  будет отличаться, например, австралийский и таманский, в этом их неповторимость. Побывала в Австралии  на нескольких винзаводах, общалась с виноделами. В апреле там  сезон созревания и переработки винограда. Впервые увидела,  что австралийцы накрывают виноградники  специальными сетками. Так они спасают урожай от  полчищ попугаев.  От агрономов на Тамани тоже не раз слышала, что стаи скворцов и других птиц  наносят  вред гроздям винограда. В условиях засушливого климата на австралийских виноградниках применяют  капельное орошение, междурядья зеленые, засеяны травой для сохранения влаги. Вина  у них тоже прекрасные.

– Как судьба связала Вас с виноделием?

Семейные традиции. Мой отец Григорий Евлампович Чебунин работал в виноделии в Кабардино-Балкарии. Дома постоянно были разговоры на производственную тему. Хотела стать врачом, но потом все-таки поступила в Краснодарский политехнический институт на факультет пищевых производств на кафедру виноделия. Медицина перекликается каким-то образом с виноделием:  как врач изучает, лечит организм человека, так и винодел участвует в рождении вина, воспитывает его и следит за его здоровьем.

В этом году отмечаем  100-летие  многолетнего заведующего кафедрой виноделия КубГТУ профессора А. А. Мержаниана. Он читал нам лекции по технологии. У меня и моего мужа Валерия Ивановича Попандопуло он был руководителем дипломного проекта, контролировал нашу преддипломную практику на Одесском заводе шампанских вин. По распределению попали в Таджикистан. За четыре года в агропромышленной фирме «Шахринау» прошли серьезную школу виноделов, многому научились. Перерабатывали 25 тыс.тонн винограда.  Производили вино, шампанское, коньячные спирты, коньяки и кальвадос.

Во время разговора раздался телефонный звонок из Бахчисарая. Валентина Григорьевна извинилась и ответила. Потом пояснила, что виноделы в Крыму  переходят на российскую систему отчетности, много вопросов по документации, законам. Еще звонок: «Профессор из Москвы. Ждем результата, – говорит Валентина Григорьевна. – Все в порядке, сейчас сообщу  главному виноделу». Во время нашей встречи было много звонков, в кабинет заходили специалисты по разным вопросам. Это ритм работы заместителя генерального директора по науке и качеству.

 – Сколько лет работаете в «Фанагории»?

Никогда не считала (пауза). 35 лет! В 1980 году из-за болезни родителей переехали на Кубань. Наша однокурсница сказала, что есть вакансии на винзаводе в поселке  Сенном. Прошли собеседование. Директор А. И. Стороженко сказал: «Ребята, вы мне понравились». Муж стал начальником цеха марочных вин, потом главным виноделом. Я работала микробиологом. Не жалею, что судьба связала с этим поселком. Нравится работа, поселок, здесь выросли дочь и сын. К сожалению, муж ушел из жизни. Он был замечательным человеком, мне его так не хватает…

– В 1980 году «Фанагория» поставляла виноградный сок на Олимпиаду в Москву. В дегустационном зале предприятия до сих пор хранятся образцы. Почему перестали выпускать  соки?

Не только хранятся, иногда открываем и пробуем соки 1980 года выпуска.

– Их можно пить?

Можно. Выпускали  не восстановленный сок, а выжатый из ягоды. Он посветлел, фенольные вещества выпали в осадок от времени. Почти два миллиона декалитров сока заложили в тот год. На фестиваль молодежи отправляли сок. В то время оптовые цены были выше, чем розничные. Разницу в цене государство дотировало из бюджета. Начался процесс либерализации цен. Помню, осталось много этикеток сока с прежней ценой на приличную сумму. Вместе с представителем краевого объединения «Кубань-Вино» меня отправили в командировку в Москву, чтобы получить разрешение на использование  прежней этикетки. Были в министерстве торговли, обращались к специалистам Госплана, Госстандарта. Привезли в «Фанагорию» нужное  письмо, кровью добытое. Это была сверхзадача, по-моему, даже премию дали за это.

Потом в моду вошла пепси-кола, фанта. Сок сняли с производства. Полностью перешли на производство винодельческой продукции. 

– «Фанагория» – лидер отрасли, известна по всей России, отгружаете продукцию за рубеж.  В успехе предприятия – вклад каждого сотрудника.

У нас свое сырье, весь цикл производства от виноградной лозы до бутылки и поставок в торговые сети. Руководство предприятия делает ставку на премиальные вина. Если раньше считалось, чем больше вал, тем лучше, то политика сегодняшнего дня изменилась – приоритет качеству. Совместно с виноградарями виноделы обсуждают технологию, мы даже уменьшаем нагрузку на виноградный куст. Выезжаем в поле, лишние грозди заставляем убирать с куста. У нас сильная команда виноградарей, они знают каждый кусочек поля. Климат влажный, и если вовремя не принять меры профилактики, то можно потерять урожай. У нас агроном по защите растений – Анна Николаевна Супруненко – умница! Благодаря ей наш урожай всегда защищен. Поддерживаем связь с наукой, сотрудничаем с Северо-Кавказским НИИ садоводства, виноградарства и виноделия. К нам постоянно приезжает лондонский консультант-винодел Джон Ворончак. Виноделие – наука, где невозможно все знать, нужно постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень. Высокие требования  предъявляются к рабочим профессиям. Рабочие винзавода наизусть знают десять заповедей винодела, в штате они числятся мастерами, что повышает престиж их профессии. Все нацелены на конечный результат.

– Когда начинается подготовка к новому сезону?

Этот процесс беспрерывный. Завершился сезон переработки,  и готовимся к новому. Все по полочкам разложено, знаем сортовой состав  виноградников, прогнозируем урожайность. Чтобы не потерять качество янтарной ягоды во время уборки,  прямо в поле в лодочке сульфитируем виноград  (защита от окисления). Потом отправляем на завод на переработку. За последние 10 лет  много финансовых средств вложено в модернизацию производства,   реконструкцию завода, что значительно повысило качество виноматериалов. Установлено новейшее оборудование, включая пневматические прессы, емкости из нержавеющей стали  и многое другое. Наши акционеры постоянно направляют заработанные деньги в развитие предприятия. «Фанагория» участвует в социальных проектах: ремонте детских садов, учреждений здравоохранения.

– Профессия винодела творческая.

Виноделы находятся всегда в поиске, чтобы создать достойный продукт, что-то новое, чем-то удивить. Поэтому нужно постоянно пробовать  то, что создаешь, дегустировать: пробуй, что бродишь, и попутно корректируй. По понедельникам проводим дегустации продукции, разлитой за неделю. Ежедневно пробуем то, что будем разливать завтра. Пробуем много образцов. Не все успевают дома позавтракать. Варю дома перловку для коллег. Перед началом дегустации каждому по ложке каши. Перловка – крупа Петра Первого, он почитал ее главным блюдом на своем столе, в этой каше содержится достаточно большое количество лизина – аминокислоты, оказывающей противовирусное действие. Забочусь о здоровье коллег!

– Вы – активный пользователь соцсетей. Иногда считается, что у успешного занятого  человека на это не остается времени. Вы же успеваете сообщить информацию в режиме реального времени с профессиональных мероприятий, конкурсов, выставок. И фотографии событий делаете. Что дает Вам общение?

Честно говоря, был такой период, когда  не понимали, что такое Интернет, вернее, его возможности. Однажды Джон Ворончак  сказал мне: «Как можно жить без Интернета?»  С этого все и началось, стала  чаще выходить в Интернет, общаться в «Одноклассниках». Новые возможности открыло общение в «Фейсбуке». Утром встаю,  на столе планшет, чай пью и смотрю профессиональные новости, что происходит в мире. Где бываю, всюду фотографирую, выкладываю в «Фейсбук». Увлекаюсь садом. Размещаю снимки своих цветов – то шифердию с плодами, то каланхоэ с махровыми цветками, то цветущий зизифус (унаби, или жожоба). В архиве много семейных фотографий.

 – Понимаю, что свободное время  на вес золота. Как его проводите?

В свободное время люблю читать. Дома богатая библиотека, собирали ее много лет. Раньше книги было трудно купить, выписывали подписные издания. Мой муж Валерий Иванович любил книги. Дочь почти всю библиотеку перечитала. Чехова люблю, обожаю. Его рассказ «Глупый француз», наверное, раз сто читала. Достоевского в школе не читали, а в таком возрасте все понимаем, роман «Бесы» будто  сегодня написан. Сравнительно недавно перечитала Юрия Нагибина. Люблю книгу Эриха Марии Ремарка «Три товарища». Из последних прочитанных произведений впечатлила молодая француженка Анна Гавальда, автор книги  «Просто вместе». Запомнилась книга «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры.  Сейчас читаю книгу «Атлант расправил плечи» писательницы Айн Рэнд.

 – Часто собираетесь с друзьями, что любите готовить?

У нас скромная кухня. Часто готовлю  рассольник, борщ. Плов – любимое блюдо в семье. Его научилась готовить, когда работали в Таджикистане. Он у меня хорошо получается,  чисто таджикский, рисинка к рисинке. Самое легкое блюдо.  Для гостей тоже готовлю плов – беспроигрышный вариант. Собираемся с друзьями, любим слушать песни, которые исполняет моя подруга под гитару.  Моя любимая – Булата Окуджавы:  «Виноградную косточку в теплую землю зарою»…

– Большую часть жизни проводите на работе. Наверное, «Фанагория» – это больше, чем работа. Что для Вас значит слоган «Фанагории»: «Положение обязывает»?

Два слова, а очень емкие. Смысл в том,  что живешь на благодатной земле, где выращивается виноград, из которого можно сделать достойный продукт. То есть положение обязывает тебя делать достойный продукт. Сейчас очень важен микроклимат, отношения в коллективе. Помимо производственных вопросов решаем житейские проблемы. Вроде сделаешь какую-то мелочь, а люди такие счастливые. На этом и держится атмосфера «Фанагории».

 

Беседовала Нелля Тютюник.

 

Семья виноделов Попандопуло: Валентина Григорьевна с мужем Валерием Ивановичем, сыном Юрием и дочерью Марией. 1979 год.

 

В Австралии.

 

«Специалист высшего класса»,– говорят коллеги о Валентине Попандопуло

 

Александр Борисович Музыченко,

первый заместитель главы Темрюкского района:

– Валентина Григорьевна Попандопуло – высочайший профессионал. Знаком с Валентиной Григорьевной  с 1985 года, тогда работал в совхозе  «Приморский». В сезон уборки сдавали виноград на винзавод «Фанагории». Валентина Григорьевна – конструктивный человек, спорили с ней по производственным вопросам и всегда находили верное решение.  Обсуждали стратегию развития виноградарства, сортовую политику в годы моей работы  директором ООО «Фанагория­Агро». С ней интересно общаться. Щедро делится своими знаниями, всем новым, что узнает сама, перенимает опыт  у других.  Это талантливый винодел.   К сожалению, в последнее время редко встречаемся, общаемся, в основном, по телефону, когда нужно решить какой­то вопрос.

Владимир Зурабович Мдивани,
исполнительный директор Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвиноградалко»:

– Интересно работать с таким грамотным специалистом как Валентина Григорьевна Попандопуло. Она вникает в тонкости виноделия, владеет современными технологиями производства, в курсе достижений и новинок коллег из других стран. Все лучшее Валентина Григорьевна старается внедрить на родном предприятии.

 

Ванда Ивановна Ботнарь,

директор по производству ООО «Кубань­Вино»:

– О Валентине Григорьевне можно писать книгу. Ее талант многогранен. Бесспорно, она  великий профессионал. Прекрасный дегустатор, ничего не утаивает от коллег, скажет все, как есть на самом деле: и плюсы, и минусы.  Ее мнение как эксперта дорогого стоит.  Она  патриот своей земли, с какой любовью  рассказывает о Тамани.  Обаятельная женщина и чуткий человек. Ее щедрость, бескорыстность, надежность ценят друзья и коллеги. В любой ситуации реально поможет. Например, когда в моей квартире шел ремонт, она предложила пожить у нее дома. Валентина Григорьевна принципиальна в своих суждениях и оценках, иногда категорична, в то же время великодушный и добрый человек, врагов у нее нет. Уважаю ее и люблю. 

 

Виктор Иванович Персианов,

заместитель директора по промышленности ООО «АПК Мильстрим – Черноморские вина»:

– Знаю Валентину Григорьевну более тридцати лет.  Человек большой воли.  О таких женщинах русский поэт Некрасов писал: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»… Великолепный специалист и дегустатор, постоянный член жюри многих международных конкурсов, добрый и отзывчивый друг, готова всегда прийти на помощь. Трудные испытания – смерть мужа – не сломили ее, даже закалили.

Запомнилась совместная командировка в составе советской делегации в апреле 1990 года в город Варну в Болгарии на научно­техническую конференцию. Более двухсот инженеров­виноделов, ведущие специалисты делились своими достижениями. Особенно нас поразил доклад французского ученого­энолога  Мишеля  Бурзекса о пользе красных вин для организма человека. Валентина Григорьевна тут же  нашла возможность организовать перевод выступления на русский язык.  На обратном пути рейс задержался, прибыли в Москву, нашу компанию из четырех человек никто не ждал. С билетами была проблема. В общем, три дня нужно было где­то жить. В гостиницах мест не было.  Валентина Григорьевна позвонила подруге, которая жила  на Кутузовском проспекте. Объяснила ситуацию. И три дня  жили в небольшой двухкомнатной квартире ее подруги – корреспондента столичной газеты. Гуляли по Арбату, ездили на вернисаж в Измайлово, обсуждали итоги конференции. С тех пор наше общение не прерывается. Часто встречаемся на выставках, дегустациях, созваниваемся по телефону.