Подъем военного самолета ИЛ-2 со дна Керченского пролива.

В 1943 году в небе Тамани развернулась воздушная битва. Одна из ее героических страниц стала известна только в 2015 году.

Как мы уже сообщали, при строительных работах моста через Керченский пролив команда гидрологов обнаружила Ил-2. Самолет воевал в годы Великой Отечественной войны.

Штурмовик со дна пролива

Продолжаются работы со штурмовиком Ил-2, поднятым из Керченского пролива. Установлен номер самолета и двигателя. А в кабине, среди останков пилота, поисковиков ждала важная находка.

Самолет был доставлен на базу в Геленджик, где поисковики занялись эксгумацией останков летчика и выявлением номера мотора и самолета. Моторный капот открылся достаточно легко, хоть и боевая машина пролежала семь десятков лет на дне пролива. И вот он, первый момент истины. Номер мотора штурмовика.

Буквально через несколько часов заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев сообщает полученную информацию: «Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 выпущен на заводе № 1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года».

Это уже время наступления наших войск на Крым. Проверяется база данных самолетов, имеющаяся у «Кубанского плацдарма». Выясняется следующее. По 4-й воздушной армии  такого самолета нет, скорее всего, он флотский, а по самолетам ЧФ база очень скромная. Направляется запрос в архив.

Тем временем продолжается работа с самолетом.  Скрупулезно разбирается мешанина из деталей, донных отложений в кабине.

Грудная клетка летчика находилась внутри спасательного жилета в районе педалей. Среди ребер найден орден Боевого Красного Знамени. Состояние очень плохое, при попытках очистить его от наростов обламываются края, номер не читается. Орден временно законсервировали в пресной воде. С ним работают.

Евгений Порфирьев:

«Если самолет из состава ВВС ЧФ, что очень вероятно, то он входил в состав 11 ШАД ВВС ЧФ, которая включала в себя 8 и 47 ШАПы. Проверены списки потерь за осень – зиму 1943 г. У моряков в боевых донесениях указывались награждения. Поэтому список возможных вариантов можно сократить до двух пилотов, награжденных орденами Красного Знамени:

1. мл. л-т Полуэктов Петр Ильич, 1920 г.р., 8 ГШАП

2. майор Каверзин Николай Ильич, 1907 г.р., 47 ШАП

Оба не вернулись с боевого задания 01.12.1943 г.»

Так как этот Ил-2 поздних выпусков – он уже двухместный. За кабиной пилота находилась кабина стрелка. То, что он вел бой до последнего патрона, говорит совершенно израсходованный боезапас к пулемету УБС. Боезапас пулеметов, которыми управлял пилот, израсходован наполовину.

Очевидно, что штурмовик подвергался атакам самолетов противника с хвоста, а во время боя, скорее всего, пилот был убит или смертельно ранен.

Судьба стрелка пока неизвестна. Погиб ли он вместе с самолетом, или успел выброситься с парашютом, могут рассказать архивные документы.

Установлен экипаж самолета

Прошло всего несколько дней, и вот общими усилиями поисковиков установлены имена экипажа штурмовика Ил-2, обнаруженного на дне Керченского пролива.

Как сообщалось выше, в кабине пилота были обнаружены останки летчика, орден Боевого Красного Знамени. К сожалению, задняя часть самолета отсутствовала, поэтому судьба второго члена экипажа – стрелка-радиста оставалась неизвестной. Номер мотора штурмовика был обнаружен после очистки самолета и двигателя.

Все началось с информации, присланной коллегами-поисковиками. Специалисты по авиации Великой Отечественной войны со всей страны подключились к документальному поиску:

«Самолет Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 из состава 2 АЭ 8 ГШАП ВВС ЧФ нбз 01.11.1943 г., пилот гвардии мл. л-т Ударов.

НБЗ. Не вернулся с боевого задания. Обстоятельства гибели самолета и экипажа не известны. Но мы продолжим документальный поиск».

А пока, имея исходную информацию,  уже легче было найти документы.

Экипаж штурмовика ИЛ-2: Ударов Александр Петрович, летчик, 1918 года рождения, Калинкин Петр Павлович, воздушный стрелок, 1924 года рождения.

Младший лейтенант Ударов был награжден орденом Красного Знамени 3 октября 1943 года. Этот орден был обнаружен в кабине штурмовика, среди останков летчика. О боевом пути Александра Ударова рассказывают строки из приказа о награждении.

После награждения 25-летнему Александру Ударову и его стрелку 19-летнему Петру Калинкину оставалось жить и воевать всего один месяц…

Начата работа по поиску родственников погибшего экипажа.

Вечная память героям, погибшим за Родину.