В настоящее время всё чаще возникает вопрос выбора  между проведением проверок Федеральным государственным пожарным надзором (далее — ФГПН) и независимой оценкой пожарного риска (аудитом пожарной безопасности), что лучше для предприятия? Если с проведением проверок органами ФГПН всё понятно, то аудит пожарной безопасности относительно новая форма оценки соответствия.

В соответствии с требованиями ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проведение проверок по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности и аудит пожарной безопасности стоят в одном ряду.

Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) – это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.

На сегодняшний день с начала текущего года в отдел надзорной деятельности Темрюкского района направлено 3 заключения, выданных по результатам независимой оценки пожарного риска. Указанные заключения носят положительный характер.

Требования к проведению независимой оценки пожарного риска установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 304 от 07.04.2009 года  «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации в течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

В соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 375 от 28 июня 2012 года, основное преимущество независимой оценки пожарного риска заключается в том, что организация, прошедшая эту процедуру, освобождается от плановых мероприятий по контролю со стороны органов Федерального государственного пожарного надзора на период действия заключения по независимой оценке пожарного риска (срок действия заключения не может превышать 3 года). 

Наличие положительного заключения о проведённой независимой оценке пожарного риска не освобождает от проведения внеплановых проверок. В случае проведения расчета по оценке пожарного риска (в составе независимой оценки пожарного риска) на объекте защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения  расчетов по оценке пожарного риска (приведены выше) на объект защиты. В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

Выбор формы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности ложится на плечи организаций (индивидуальных предпринимателей, собственников), эксплуатирующих тот или иной объект защиты, сообщает главный специалист ОНД Темрюкского района, капитан внутренней службы В. Перов.