Какие чувства испытывает человек, когда узнает, что поедет в Москву на пресс­конференцию президента? Вероятно, самые разные. Журналист в нас всегда побеждает – сразу открывает блокнот и пишет: Спросить: 1) про поддержку фермеров.

___________________________________________________

Дословно:

В. Путин: Вопрос чрезвычайно важный – развитие АПК и развитие фермерского хозяйства.

Вы знаете, я, конечно, знаю о дискуссиях между представителями различных направлений развития аграрно-промышленного комплекса. Одни говорят, что нужно прежде всего развивать крупнотоварное производство, и только оно, крупнотоварное производство, а не фермеры могут обеспечить страну качественным продовольствием и в нужном объёме. Но всё‑таки, без всяких сомнений, мы должны поддерживать и фермерские способы и формы ведения сельского хозяйства. Фермеры вносят существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности. Я уже говорил об этом многократно, могу ещё раз подтвердить, что все планы, связанные с поддержкой агропромышленного комплекса, безусловно, будут исполняться, в том числе и финансовая поддержка.

Вот Вы сейчас упомянули о полутора миллионах, условно говоря, подъёмных для начала своего бизнеса. Но, может быть, этого мало, есть ведь и другие инструменты, в том числе и в Кургане, так же как в других субъектах Российской Федерации, можно с помощью тех средств регулирования, в том числе финансового, налогового, поддержать тех, кто хочет начать своё дело. Например, можно принять решение, Федеральный закон даёт такое право регионам, на два года вообще освободить от налогов тех, кто начинает своё дело.

Речь идёт там о частных предпринимателях, индивидуальных предпринимателях, но это уже дело конкретного человека, как он юридически оформит то, что он начинает делать. И уверяю вас, это была бы существенная помощь. А есть и другие формы – например, единый сельхозналог можно соответствующим образом трансформировать, для того чтобы облегчить финансовую, фискальную нагрузку, можно помочь в создании инфраструктуры по реализации продукции, имея в виду соответствующие объединения, для того чтобы фермер мог реализовать эту продукцию.

Наконец, существенная поддержка, такой никогда не было, – это освобождение собственного рынка для нашего товаропроизводителя. Ведь тот рост, который сейчас сельское хозяйство демонстрирует, – три, может быть, три с лишним процента будет по результатам года, – говорит именно об этом. Да, это отражается на потребителе, потому что цены подрастают, и это отражается на фундаментальных макроэкономических показателях с точки зрения роста инфляции, это вносит свой вклад в инфляцию.

Но в конечном итоге при игре в долгую, что называется, мы рассчитываем на выигрыш, который должен заключаться в росте сельхозпроизводства. Поэтому в регионах должны внимательно изучить те возможности, которые Правительство и законодатели предоставляют, для того чтобы максимально поддержать фермеров. Посмотрим, как будет ситуация развиваться дальше. А если есть такая необходимость, то можно и дополнительные ресурсы выделить. Они у нас в принципе есть на 2016 год.

______________________________________________________

 

Рассказывая читателям о событии, сознаю, что ежегодная пресс­конференция Президента России транслировалась в прямом эфире телеканалов «Россия­1», «Россия­24» и Первый канал, радиостанций «Маяк», «Вести ФМ» и «Радио России», комментировалась во всех СМИ. И читатели знают, о чем шла речь, до выхода номера газеты «Тамань». Поэтому у нас есть место для каких­то деталей, моих личных впечатлений.

Участие в пресс­конференции начинается с регистрации на сайте президента. Я заранее заполнила анкету, приложила фотографию, получила сообщение, что заявка принята и что меня со временем известят о решении. Шли дни, спросить было не у кого, оставалось ждать. В понедельник, 14­го, пришло электронное письмо с аккредитацией.

Билет на самолет я купила на сайте авиакомпании «Победа». Если у вас нет багажа, только сумка или портфель, в столицу можно долететь на «боинге» за полторы тысячи рублей. Даже еще бывают скидки и акции. Не сочтите за рекламу, наверное, этот экономный вариант не всем подойдет. В полете не выдают «взлетные» карамельки, вообще не кормят, не предлагают чай и соки, спинки пассажирских кресел не откидываются в положение для сна. Считаю, можно обойтись. Через один час сорок минут после вылета из Краснодара пассажир уже в Москве.

Летели одним рейсом с редактором тимашевской газеты «Знамя труда» Инной Денисенко. В аэропорту встретили корреспондента газеты «Каневские зори» Сергея Шведко (его «Донбасский дневник» публиковала газета «Тамань»). Поздоровались с ребятами из телекомпании «Кубань 24», которые летели другим рейсом, но тоже на пресс­конференцию. Они уже изучили списки участников на сайте президента и знали, что в Москву приедут 11 кубанских журналистов. Самолет приземлился во Внуково. Аэропорт не самый большой, но ближе всего к центру, удобно добираться на аэроэкспрессе – за полчаса электропоезд доставит вас на Киевский вокзал – прямо к переходу в метро. Вагоны аэроэкспресса новенькие и чистые, удобные мягкие кресла с откидывающимися столиками, вам предлагают чай и кофе, работает вай­фай. Как понимаете, такси, во­первых, намного дороже, во­вторых, автомобиль может застрять в московских пробках на несколько часов.

Вечером 16 декабря Москва встретила нас белым снегом и весело подмигнула новогодними огнями елок, которые в столице повсюду – на площадях, возле магазинов, жилых домов, на ярмарках. Все улицы в разноцветной иллюминации, блестках, игрушках, новогодних баннерах. Город чистый, ухоженный, современный, живет в стремительном деловом ритме – люди буквально бегут по улицам, подземным переходам, быстро спускаются в метро, чаще всего не замечая и половины праздничных декораций. Мы же то и дело останавливались и глазели на красоту, порой создавая препятствия спешившим по делам жителям столицы.

Вечером снова листала блокнот. О чем спросили бы президента читатели нашей газеты? Таманский полуостров всегда был на пересечении всех путей, как принято говорить, в центре геополитики. И сегодня ситуация та же. Нам есть о чем спросить главу государства, информационные поводы и придумывать не надо – строительство моста через Керченский пролив, энергомост, паромная переправа, транспортная нагрузка на дорожную сеть, курортная отрасль, развитие виноградарства, импортозамещение сельхозпродукции и поддержка фермеров, трудности со вхождением в торговые сети, необходимость создания центров по хранению и переработке овощей и фруктов.

Самые простые и, пожалуй, самые трудные житейские вопросы – как избежать войн и защититься от террористических актов, как людям преодолевать бедность, когда после оплаты услуг ЖКХ от зарплаты или пенсии на жизнь остается совсем немного средств.

Утром 17 декабря мы на метро доехали до станции «Выставочная». Там уже ждали микроавтобусы администрации президента с российскими флажками на капоте и водителями в костюмах и галстуках. Нас домчали до Центра международной торговли, выдали бейджи (после коллеги говорили, что у пропуска 17 степеней защиты от подделки) и папки с надписью «Пресс­конференция президента Российской Федерации В.В.Путина» – с блокнотом, календарем, авторучками. Всё занимает считанные минуты – почти полторы тысячи человек не испытывали никаких заминок в прохождении регистрации, других процедур, связанных с безопасностью. Как организаторам удалось так четко выполнить – не знаю. У нас осталось стойкое впечатление, что мы ходили по огромному зданию сами по себе, работали в пресс­центре с рядами подключенных и готовых к работе компьютеров, общались с коллегами в холле, пили чай и ели пирожки в буфете, давали друг другу интервью (меня, например, расспрашивали телевизионщики из Екатеринбурга). Ни одного указания от организаторов, ни одного ограничения. Казалось, их ничто не может удивить – даже костюм оленевода с шаманским бубном на одном из участников, спортивный костюм и кеды на другом, брючный костюм в широкую бело­черную полоску на Ксении Собчак, плакаты, кокошники, куклы в руках журналистов.

Задолго до начала открывают все входы в зал. Большое пространство амфитеатра, синие стулья в трех секторах. Тут я не выдержала, спросила у девушки­распорядителя – куда можно сесть. «Пожалуйста, занимайте любое свободное место». По проходу спускаюсь вниз и сажусь в третьем ряду, совсем близко от стола президента. Ставлю сумку на соседнее место – для Инны Денисенко. У Инны 17 декабря день рождения. На ее плакате так и написано: «У меня сегодня день рождения! Разрешите вопрос». Подходит Сергей Шведко, знакомимся с соседями – Ханты­Мансийск, Дагестан, Крым, Ростов. Немного правее, в другом секторе разворачивают фирменный шарф «Кубанских новостей» наши коллеги. Узнаваемые «медийные» лица кремлевского пула – Антон Верницкий, Сергей Брилев, Александр Гамов рассаживаются в разных местах по залу.

В тканевой драпировке стены открылась дверь, прошел к своему месту пресс­секретарь президента Дмитрий Сергеевич Песков, негромко напомнил об отключении звука на мобильных телефонах. Полного отключения телефона не требовалось, так как многие с телефона выкладывали сообщения и фото.

В зале появился Владимир Владимирович Путин, пресс­конференция началась. На вопрос о кризисе президент отвечает: «Начнём с того, что я расскажу вам старый, замшелый анекдот. Встречаются два приятеля, один другого спрашивает: «Как дела?». Тот говорит: «Как в полоску: чёрное – белое». – «Сейчас какая?» – «Сейчас чёрная». Проходит ещё полгода. «Ну как дела? Знаю, в полоску. Сейчас какая?» – «Сейчас чёрная». – «Нет, тогда же была чёрная». – «Нет, выясняется, что тогда была белая». Вот у нас примерно такая ситуация».

Пресс­конференция продолжалась три часа. В ней приняли участие 1390 журналистов. Из них 32 задали вопросы. Шла речь о международном положении, вопросы задавали журналисты из Египта, Турции, Украины, Грузии, США. Каждый из нас, российских журналистов, вероятно, подготовил 5­6 вопросов, из которых 3­4 совпали. Я не буду пересказывать всё, приведу ответ на тот вопрос, который хотела задать В.В.Путину: «Как прожить на пенсию или зарплату и при этом не оказаться должником по ЖКХ?». Его задала Тамара Шорникова, Общественное телевидение России.

Как известно, пресс­конференцию Путина невозможно завершить, можно только прервать. Об этом и напомнил Владимир Владимирович через три часа после начала.

Полный текст пресс­конференции можно найти на сайте kremlin.ru в рубрике «События»

___________________________

Дословно: 

Вопрос: Как прожить на пенсию или зарплату и при этом не оказаться должником по ЖКХ?

Такая сложная задача, куда в первую очередь нести свою пенсию или зарплату, чтобы расквитаться с обязательными платежами, и как потом на остатки просуществовать до следующей пенсии или зарплаты, она каждый месяц возникает у жителей маленьких городов или сёл. Потому что руководители этих городов или сёл, руководители регионов говорят, что средняя зарплата – это 20, 30, 40 тысяч. Сами жители говорят, что реальные зарплаты на местах – 7–8 тысяч у многих. Есть льгота у малоимущих, но не все под эту категорию подпадают, и не во всех муниципалитетах есть деньги, чтобы помочь всем, кто реально нуждается.

 

 В. Путин: Вот это, конечно, один из ключевых вопросов, я считаю, который Вы сейчас затронули и который беспокоит миллионы и миллионы наших людей.

Вообще, кстати говоря, охват, наверное, у Общественного телевидения не очень большой, но я иногда смотрю ваши передачи, и должен сказать слова благодарности всем, кто их делает. Они интересные, содержательные и основательные, отвечающие на вопросы людей, пытающиеся ответить, как-то поставить эти острые вопросы. Вот сейчас один из таких вопросов Вы и сформулировали. Это тарифы на ЖКХ, расходы семей в этой связи, доходы пенсионеров.

Начнём с доходов пенсионеров. Вы знаете, что мы проиндексировали пенсии, несмотря ни на какие проблемы, по инфляции прошлого года, это одиннадцать с лишним процентов и, по-моему, там десять процентов по социальным пенсиям.

Честно говоря, почти невозможно было это сделать, но всё-таки мы на это пошли. В следующем году запланирована индексация на четыре процента по всем категориям, включая военных пенсионеров. Будем смотреть, что будет происходить в экономике страны. И мне бы очень хотелось, чтобы мы по фактической инфляции 2016 года хотя бы смогли решить этот вопрос. Не знаю, получится это или нет, мы же должны исходить из реалий и просто не можем разрушить сам бюджет, потому что в конце концов всем будет хуже.

Теперь по поводу ЖКХ. В этом году средний тариф был примерно 8,7 процента, рост тарифа, в следующем году – 4 процента предусмотрено. То есть исходим из того, что мы сможем этот платёж сократить. Это, правда, не касается коммунальных платежей, связанных с обслуживанием дома, с вывозом мусора и так далее. Но эти вопросы должны решаться на уровне муниципалитетов.

Кроме всего прочего исходим из того, что федеральное законодательство предусматривает для семей, у которых плата за ЖКХ превышает 22 процента совокупного дохода, они имеют право на получение субсидий. При этом федеральный закон позволяет регионам понизить этот уровень и предоставлять субсидии тем семьям, совокупный платёж которых меньше, чем 22 процента. Так сделано, например, в Москве, насколько я знаю, и во многих других регионах Российской Федерации.

Без всяких сомнений, нужно самым внимательным образом к этому подходить, нужно смотреть внимательно за управляющими компаниями, и здесь ещё многое нужно сделать для совершенствования этой системы. Без всяких сомнений, это будет находиться в центре внимания и Правительства Российской Федерации, и региональных властей. Да, этот вопрос ещё далёк от решения.

Та система, о которой Вы сказали, будет она или не будет, та система, которая сейчас предложена. В чём именно заключается система? В федеральном законе определено, что существует, выработана методика, согласно которой определяется средневзвешенный возможный рост и возможные отклонения вверх или вниз. Эта методика должна быть предложена Федеральной антимонопольной службой, которая и должна будет следить за тем, как в этой сфере работают региональные власти. Так что мы будем смотреть теперь не только за тем, как регионы работают, но и за тем, как ФАС осуществляет свои функции.