Валерий Васильевич Сазонов

 

Заслуженный работник транспорта России и Кубани. Почетный работник морского флота СССР. Стоял у истоков возрождения, становления и развития морских портов на Тамани. Посвятил портовой деятельности в Темрюкском районе 15 лет.

 

 

 

 

 

О новом повороте в судьбе города и района рассказывает первый руководитель морской администрации порта Валерий Сазонов.

– Валерий Васильевич, с чего все начиналось?

Первого марта 1996 года вышел приказ Министерства транспорта Российской Федерации о создании Морской администрации порта Темрюк на базе не подлежащего приватизации имущества Морского торгового порта Темрюк. Это практически первый шаг в истории новой России по созданию органа государственной власти для развития на Таманском полуострове морских портов, приданию им значимости и статуса. И, как показало время, это мудрое, дальновидное решение, принятое в нужное время и для соответствующего места, оправдалось, чему мы с вами свидетели и очевидцы, особенно после возвращения Крыма в состав России. Идея создания Морской администрации порта Темрюк была реализована министром транспорта РФ Н.П. Цахом. В портах Темрюк и Кавказ начала динамично развиваться инфраструктура, на основе государственно-частного партнерства стали строиться новые перегрузочные комплексы.

Возрождению морских портов Тамани посвящена выпущенная в 2014 году издательством «Транспортная литература» книга, в подготовке которой использованы многие архивные материалы газеты «Тамань» периода развития портов. Ничего нового к известному до сир пор, пожалуй, добавить не могу. Наверное, так распорядилась судьба.

– Как вы оказались на Тамани? Это стечение обстоятельств или судьба?

За плечами уже был 17-летний период флотской жизни под флагом СССР в составе экипажей судов и структурах Грузинского морского пароходства. Четыре года работал на судоверфях Югославии. Как и многим другим, пришлось пережить водоворот событий эпохи перестройки 90-х годов. Грузия стала отдельным государством. По возвращении из Югославии в 1991 году мне пришлось покинуть полюбившийся южный Батуми, где я создал семью, родились дети, встретил многих достойных людей, были обустроенные условия быта. По семейным обстоятельствам мы переехали в Темрюк к родителям жены. Все пришлось начинать сначала. Благодаря флотскому другу Д.И. Цветенко мне удалось определиться с пропиской и трудоустройством. Из предприятий, имеющих отношение к флоту, в то время в порту было управление «Азрыбтехфлот», которое он возглавлял, где в 1991-1995 г.г. я и работал главным инженером. В то непростое время всеобщей приватизации и ваучеризации нам удалось сохранить коллектив и удержать предприятие от развала и, более того, в период его акционирования переименовать в ОАО «Морской торговый порт Темрюк». В результате последующих действий, поддержанных властями района, Приказом Департамента морского транспорта в августе 1994 года порт Темрюк был включен в «Перечень морских портов РФ». Можно сказать, посаженные в ту пору кусты, определили со временем место расположения будущего сада.

 – Ваши первые впечатления о наших портах, вы предвидели перспективу их развития?

В начале 90-х годов как таковых портов на Тамани, можно сказать, не было.

Порт Темрюк – начало его истории идет с 1902 года. С 1935 по 1949 г.г .порт входил в состав Министерства морского флота СССР. На основании Постановления Совета министров в 1949 г. его передали Министерству рыбного хозяйства, а в 1958 г. порт объединили с Темрюкским рыбзаводом и упразднили, как хозяйственную структуру. В начале 90-х годов, три его основных гидротехнических объекта: дамба, отделяющая акваторию порта от реки Кубань, и два оградительных мола – Восточный и Западный, были в неудовлетворительном состоянии. Соответственно, подходной канал и акватория заилены, эпизодические заходы мелкосидящих рыболовецких и речных судов на ремонт производились только с поднятием уровня воды в Азовском море. Средств связи и навигационного обеспечения не было. По обстоятельствам того времени в порту Темрюк были капитан рыбного и речного порта. Оба уважаемые люди, но, к сожалению, между ними были одни противоречия и никакого взаимодействия. На эпизодически заходящие суда претендовали оба. Из всех хозяйственных организаций, располагающихся на территории порта, только «Азрыбтехфлот» имел свое двухэтажное административное здание..

 Портопункт Кавказ был создан в 1954 году для обеспечения железнодорожных и автопассажирских перевозок через Керченский пролив в портопункт Крым. Для организации этой работы было создано предприятие «Керченская паромная переправа». В 1987 году железнодорожная паромная переправа из-за неудовлетворительного техсостояния паромов была закрыта, автопассажирская продолжала работать. В 1992 году после раздела имущества между Россией и Украиной нам досталась установленная на берегу старая судовая надстройка, демонтированная с танкера «Кривой Рог», в которой был минимум устаревших средств связи и места для размещения дежурной службы. Из основных объектов были переданы: отслужившие свой срок два технологических причала ж/д переправы, изношенный металлический плавпричал для приема автопассажирских паромов и вспомогательный причал для их бункеровки. Суда-паромы остались в Украине и, соответственно, хозяйственной деятельностью по обеспечению работы автопассажирской паромной переправы «Кавказ-Крым» продолжала заниматься украинская сторона. Процедура прохождения пограничного и таможенного контроля на переправе была далека от совершенства и производилась, можно сказать, в полевых условиях. По установившейся годами практике услуги по буксирному и лоцманскому обеспечению оказывал Керченский морской торговый порт. 

В 1992 году под флагом общей приватизации произошло акционирование предприятий, находящихся на территории портов Темрюк и Кавказ. Деятельность в этих портах было привлекательной для многих, особенно тяготели речники и рыбаки. Представители каждого из этих ведомств на местах доказывали свои преимущества и претендовали на главенствующую роль. Исходя из сложившихся к тому времени обстоятельств больше аргументов было у речников – наличие в Краснодаре их базового предприятия «Кубанское речное пароходство» с уважаемым профессиональным командным составом, ветеранами речной отрасли и такой факт, что вся инфраструктура п.Кавказ, состоящая из переданных в 1992 г. имущественных объектов Керченской паромной переправы, была у них на балансе. Кроме того, в Распоряжении Правительства РФ от 19 декабря 1994 года № 1977-Р были слова, что для приема и обслуживания иностранных и российских судов заграничного плавания «в целях открытия порта Кавказ акционерного общества «Кубанского речного пароходства»… И в дополнение ко всему выходит приказ № 96 от 22.12.94 года Министра транспорта РФ «Об утверждении морских администраций устьевых и морских портов, на основании которого директор Департамента речного транспорта с учетом поступившего в Минтранс ходатайства главы администрации Краснодарского края издает приказ № 49-Л от 13.04.95 года о назначении меня начальником морской администрации порта Темрюк. При всем моем уважении к Леониду Васильевичу Багрову и коллегам этого ведомства я не принял «речную принадлежность порта» в приказе, мотивируя местом расположения Таманских портов и перспективой их развития как морских. В то время для меня это было весьма непростым решением. В администрации Краснодарского края с непониманием отнеслись к этому. Мне было предложено обосновать причину. Через своих учителей по жизни и старших друзей – крупных организаторов морской отрасли В.В. Аристархова и Ф.Г Аракелова, вышел на руководителя Ассоциации международного морского права, доктора юридических наук, профессора А.Л. Колодкина, корифея юриспруденции мирового уровня, который в весьма понятной форме дал свое заключение по морским, речным и рыбным портам. По итогам его рассмотрения Администрацией края был принят вариант развития таманских портов как морских.

– Учреждение морской администрации – это практически первый шаг в истории новой России по созданию в портах органа государственной власти?

– После распада СССР начало 90-х годов в стране стало активным периодом перестройки, изменения установившихся форм хозяйствования, массовой приватизации и акционирования предприятий. В полной мере коснулось это и морской транспортной отрасли. В портах образовались сотни различных больших и малых компаний и фирм. Процесс их создания и преобразования продолжался и в последующие годы.

Важным для морской отрасли в тот перестроечный период было создание системы управления государственным портовым имуществом в новых условиях хозяйствования. В результате кропотливой работы в 1993 году был издан приказ министра транспорта России «Об учреждении Морских администраций портов» (МАП), которым передавались в оперативное управление не подлежащие приватизации объекты и имущество морских портов, а также поручались функции обеспечения безопасности мореплавания и порядка в портах, надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, надзора за технической эксплуатацией портовых гидротехнических сооружений и объектов, с обеспечением их ремонта и строительства.

Проделанная в первые годы перестройки руководством Министерства транспорта непростая, весьма значимая работа, позволила в период всеобщей приватизации портовых предприятий найти оптимальный для того времени вариант обеспечения организации и контроля управления морскими портами со стороны государства. Внедрение этой непопулярной в то время системы управления в портах поначалу давалось на местах непросто.

В 1994-1996 г.г. было создано 20 морских администраций. Первые МАП были созданы в больших портах. Дальше эта практика распространилась шире. Через два года сложились обстоятельства для ее создания и в порту Темрюк.

Морские администрации прошли непростой путь своего становления. Благодаря им создана система государственного регулирования и контроля за безопасностью судоходства и управлением государственным имуществом в морских портах, поддержанием в эксплуатационном состоянии портовых гидротехнических сооружений и их развитие в сложный переходный период 90-х годов и последующие годы. МАП построено немало значимых объектов портовой инфраструктуры, включая объекты системы обеспечения безопасности судоходства на акваториях портов. Они сохранили и приумножили портовый флот. Положили начало развитию схемы государственно-частного партнерства, изменили существующую практику взимания портовых сборов. В имущественном и кадровом отношении стали базой для создания в 2004 году единого хозяйствующего субъекта в морских портах – ФГУП «Росморпорт».

– Была ли у Вас какая-то программа действий? Как решали вопросы финансирования?

– Кто помнит тот период в нашей стране, он меня поймет. Это было весьма не простое время. Получен приказ о назначении начальником и Положение о Морской   администрации. Это основополагающее для начала деятельности и как важнейший фактор при этом для меня было доверие руководства отрасли. Все остальное – за мной. Считаю, что человеческий фактор всегда был и остается главнее главного. Всю свою сознательную жизнь я следовал незыблемому принципу трех «Д»: «диалог, доверие, действие». Многие полагали, что это временная затея и ненадолго. Начинали со штатного расписания в одиннадцать человек.  К 2004 году коллектив МАП составлял 367 человек. Было завершено обустройство места расположения, облагорожена околоофисная территория, посажены деревья, обустроена стоянка для автомобилей. На крыше здания была установлена светящаяся надпись «РОСМОРПОРТ», свидетельствующая о появлении с 2004 года новой структуры Таманского управления ФГУП «Росморпорт». Все, что к тому времени успели сделать, считали первым этапом. На перспективу планировали построить на въезде в порт Темрюк на берегу реки Кубань здание СУДС с созданием в нем современных условий для размещения структур АМП Тамани и Таманского управления ФГУП «Росморпорт».

Реализуя схему государственно-частного партнерства, удалось привлечь значительные инвестиции. К 2005 году капиталовложения в строительство, реконструкцию и развитие портов составили более 2 млрд. рублей. Размер госсобственности был увеличен более чем в 250 раз. (При создании МАП был 1,125 млн рублей, а по итогам 2005 года – 286,2 млн рублей). Количество рабочих мест в портах выросло с 340 до 3700 человек. По грузообороту вышли на показатель 9,8 млн. тонн. МАП была признана крупным налогоплательщиком в районе. Сформировалось морское сообщество.

Для привлечения на работу профильных специалистов МАП построила 6 квартир в г. Темрюк. Для подготовки кадрового потенциала, сохранения и продолжения семейных традиций с 2003 года по согласованию и одобрению руководством отрасли стали направлять на учебу в Новороссийскую морскую академию и Ростовский морской колледж им. Седова Г.Я. выпускников школ – детей кадровых работников портовой сферы.

– Гордостью водителей, которых в то время называли «пилотами», творцами истории возрождения портов Тамани, был созданный с их участием «с нуля» автопарк МАП, состоящий из 26 единиц автотехники с гаражным комплексом для ее обслуживания.

Девизом МАП в ту пору были слова: «Нам есть к чему стремиться, всегда имеются возможности для дальнейшего развития»

14 работников награждены медалью «300 лет Российскому флоту», одному присвоено звание «Заслуженный работник транспорта России», двум «Почетный работник транспорта России», пятерым – «Почетный работник морского флота», 12 человек награждены Почетной грамотой министра транспорта России, 23 отмечены Почетной грамотой руководителя морской отрасли, пятеро удостоены звания «Заслуженный работник транспорта Кубани».

  Факты из истории возрождения, становления и развития Таманских портов

• С 1996 года установлена традиция ежегодного проведения праздничных мероприятий на центральной площади города Темрюка, посвященных профессиональному празднику – Дню работников морского и речного флота.

• Во взаимодействии с киностудией «Кубаньфильм» создано три фильма о возрождении, развитии морских портов Тамани: 2001 год – «Возрождение», 2003 год – «Порты Таманского полуострова», 2005 год – «Таманский причал».

• Прошлому и настоящему портов Темрюк и Кавказ посвящен созданный творческим коллективом ООО «Премьера» альбом песен.

• В 2014 г. издана книга «Возрождение морских портов Тамани. Воспоминание участника событий», посвященная коллегам, друзьям, морскому сообществу, жителям Тамани.

• Свидетельство истории – многочисленные материалы, опубликованные за все эти годы в газете «Тамань».

 

 Часть 2