Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с 01.06.2015 ввела в промышленную эксплуатацию электронный сервис официального сайта Росреестра «Подать заявление на государственную регистрацию прав».

Возможность осуществления подачи таких заявлений установлена Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). Законом о регистрации, в частности, установлено следующее:

заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.1 статьи 16 Закона о регистрации).

Такое заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом. При подаче такого заявления нотариусом заявление подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса;

государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, и указанного заявления (п. 3 ст. 13 Закона о регистрации);

проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок, представленных в форме электронного документа, удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации).

Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждены Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 № 723

Порядок и способы направления выписки из Единого государственного реестра прав в форме электронного документа, удостоверяющей проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество, и (или) иных подлежащих выдаче документов в форме электронных документов устанавливаются приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 802.

Порядок и способы направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав также установлены приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 802.

Расположение сервиса:

Официальный сайт Росреестра www.rosreestr.ru — перейти в раздел «Электронные услуги и сервисы» — выбрать сервис «Подать заявление на государственную регистрацию прав».

Сервис поддерживается в следующих операционных системах:

Windows ХР;  Windows Vista;  Windows 7.

С использованием одного из следующих браузеров:

 Internet Explorer версии не ниже 9.0;  Mozilla Firefox версии не ниже 6.0;  Opera версии не ниже 11.0;  Google Chrome версии не ниже 13.0; Safari версии не ниже 5.0.

Для использования электронной подписи на рабочем месте пользователя должно быть установлен криптопровайдер «КриптоПро CSP».

В рамках сервиса заявитель имеет возможность сформировать обращение, необходимое для предоставления услуги:

• заполнить электронное заявление. Состав полей соответствует содержанию заявления о государственной регистрации, представляемого в форме документа на бумажном носителе;

• прикрепить электронные документы (xml и pdf) согласно требуемому списку, подписанные усиленной квалифицированной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации подписывают такие документы при их составлении (издании) в форме документа на бумажном носителе либо усиленной квалифицированной подписью, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

• подписать сформированное заявление и пакет обращения своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

После отправки официальный сайт Росреестра осуществляет форматно-логический контроль сформированного электронного обращения на соответствие утвержденным схемам заявлений и подлинности подписей, которыми подписаны документы.

По итогам регистрационных действий формируются электронные документы:

• выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведение государственной регистрации;

• специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки, которая удостоверяет проведенную государственную регистрацию сделки в отношении недвижимого имущества, а также права собственности или иного вещного права. При этом должны быть приложены документы, выражающие содержание сделки, приложенные заявителем к электронному обращению;

• уведомления, в зависимости от типа регистрационного действия.

Электронные документы направляются заявителю в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по указанному в заявлении адресу электронной почты.

А.Мочайлов,

начальник Темрюкского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.