ГУП «Почта России» учла замечания кубанских журналистов, высказанных на круглом столе в мае и проинформировала Народный фронт о том, что предприняла ряд шагов по устранению обозначенных проблем. Так, в почтовые отделения Краснодарского края направлены информационные плакаты об идущей подписной кампании и декаде подписки, на сайте «Почты России» размещена уточненная информация о категориях граждан, которым полагается льготная подписка, запущен процесс формирования базы телефонов подписчиков в целях улучшения их обслуживания в случаях задержек доставки газет.

 

Напомним, идею разговора почтовиков и прессы предложили районные СМИ Краснодарского края во время встречи с руководителем Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Натальей Костенко в День кубанской журналистики. Вскоре Народный фронт организовал круглый стол, в котором приняли участие руководители ФГУП «Почта России» и его краснодарского краевого филиала, печатные СМИ, представители краевого отделения «Союза журналистов России», департамента информационной политики Краснодарского края.

Во время встречи главные редакторы кубанских газет обратили внимание на то, что почтовые отделения очень слабо информируют граждан о начале подписной кампании, не сообщают об изменениях в условиях подписки, люди мало знают о декадах подписки, во время которых предоставляются скидки.

ФГУП «Почта России» сообщило ОНФ, что для информирования подписчиков об открытии подписной кампании и проведении стимулирующих акций, в том числе декады подписки, подготовлены и уже разосланы во все филиалы почтового ведомства рекламно-информационные материалы для размещения в отделениях почтовой связи. Причем «Почта России» проконтролировала свои филиалы, запросив у них фотоотчеты о размещении плакатов в клиентском зале. Если в каких-либо отделениях все еще нет таких материалов, филиал оперативно решает этот вопрос. При этом ФГУП просит издателей газет также сообщать об отсутствии плакатов, посвященных подписке.

Другая тема, которой были недовольны газетчики, – сложности с предоставлением подписных льгот для ветеранов. Они ссылались на то, что ветераны, участники Великой Отечественной войны, инвалиды имеют право на скидку 20% от почтовых услуг, но на местах таких подписчиков часто не информируют о льготе, получить скидку фактически невозможно. Также издатели просили уточнить информацию, каким категориям граждан положены скидки.

В своем отчете представители «Почты России» подтвердили, что 20-процентная скидка по подписке и доставке газет и журналов положена только ветеранам и участникам Великой
Отечественной войны, а также инвалидам I и II групп. Информация об этом размещена на официальном сайте ФГУП. Скидка предоставляется при предъявлении удостоверения ветерана войны или документа об инвалидности. В свою очередь УФПС Краснодарского края в рамках договоренностей, достигнутых на круглом столе, уже активно заключает с редакциями районных газет дополнительные приложения к договорам – это необходимо для присвоения изданиям специального подписного индекса для льготников. Пока ведется договорная работа с редакциями, кубанский филиал уже внес эти индексы в электронный подписной каталог. Однако льгота предоставляется при оформлении подписки только в отделениях почтовой связи, на подписку, собранную силами редакций, она не распространяется.

Один из наболевших вопросов для газетчиков и их подписчиков – несвоевременная доставка печатных изданий. Не получая своевременно прессу, люди отказывались от подписки, что сказывалось на экономическом положении изданий. В ходе круглого стола от журналистов поступило предложение предоставить подписчикам возможность самостоятельно забирать из отделений свой экземпляр в случае, если почтальон заболел: для этого можно ввести оповещение подписчиков о задержках доставки прессы по телефону или в какой-либо иной форме.

«Почта России» ответила, что уже разработала и утвердила новую форму бланка, в которой дополнительно введено поле для указания телефона подписчика. Это поле заполняется по желанию клиента. Правда, данная форма появилась сравнительно недавно, поэтому телефонная база подписчиков пока только формируется. Главное почтовое предприятие проинформировало, что его краснодарский филиал, согласно достигнутым на майской встрече договоренностям, будет сообщать подписчикам о задержке доставки печатных изданий при наличии телефона на доставочной карточке. Однако применение этого инструмента оповещения на данный момент невозможно, поскольку надо еще четко сегментировать зону возможной недоставки изданий. Также «Почта России» уже проработала возможность смс-информирования подписчиков о проведении декад подписки и различных акциях.

Помимо этого, журналисты в ходе встречи попросили конкретизировать – из чего складываются тарифы «Почты России» на подписку и доставку, размер которых растет год от года и составляет уже до 80% стоимости газеты, разделить их и предоставить возможность СМИ не оплачивать некоторые из них (например, услуги по подписке, которую многие издатели производят своими силами).

В своем ответе «Почта России» сообщила, что при приеме подписки от издательств сотрудники почты осуществляют аналогичные операции, как и при приеме от подписчиков. Более того – при редакционной подписке возникают дополнительные работы по обработке списков и формированию доставочных карточек. При этом в тариф на подписку и доставку газет и журналов входят такие затраты, как прием бланков, проверка правильности заполнения, оплата за услугу, оформление и выдача абонемента, формирование и передача данных на электронном носителе, передача документов заказными письмами, подготовка документов для доставки изданий. Поскольку в тариф не заложены затраты на привлечение подписчиков, не может быть разной тарификации редакционной подписки и подписки, принятой в отделении почтовой связи, пояснило ФГУП «Почта России».

«Мы считаем, что начало совместной работы почтовиков и кубанских газетчиков по улучшению ситуации положено. Как оказалось, если не ограничиваться заочным обменом претензиями, а встретиться и обсудить возможные варианты решений, то и найти такие варианты проще, и на реализацию новых идей могут уйти считанные дни или недели. Я надеюсь, что предложение, прозвучавшее в конце круглого стола, – продолжить диалог главных редакторов и руководства «Почты России» и после окончания подписной кампании вновь встретиться и обсудить его итоги – будет реализовано. И конструктивный, внимательный к проблемам друг друга диалог будет продолжен. И «Почта России» и региональные СМИ являются серьезным ресурсом развития страны. Понятно, что сегодня в сложных экономических условиях все проблемы еще более обостряются. Но это как раз и говорит о том, что в этой ситуации для решения проблем эффективнее объединять усилия, а не пытаться бороться с ними в одиночку», – отметила Наталья Костенко.