Статью о малогвардейцах поселка Приморского написал Владимир Григорьевич Передистый. Инженер-строитель на пенсии, как вся его семья живет в поселке Сенном, рядом с Приморским, и хорошо знает эти места.

«Много лет восстанавливала эту историю учитель школы № 8 Лидия Матвеевна Бастанжиева. В этой школе работала и моя жена. Выйдя на пенсию, я решил продолжить дело Лидии Матвеевны. Вот так и вытащил эту историю на поверхность. Многие люди моего поколения знают об этом подвиге. Пусть узнают и другие. Хочется, чтобы молодежь знала и помнила бессмертный подвиг таких же молодых ребят», – рассказывает Владимир Григорьевич.

На сто пятом километре железной дороги Крымск – Порт Кавказ стоит неприметный курган. Трудно сказать, к какому времени он относится, какие тайны хранит, времен давних, седой забытой старины, но каждое время оставляет свои следы и на земле, и в человеческих сердцах.

Вот и наша Великая Отечественная незримой памятью присутствует на этом кургане.

Весна и начало 1942-го года на фронте складывались для нас крайне неудачно. Пришлось оставить Крым. Во второй половине мая 1942-го года была оккупирована западная часть Таманского полуострова. Фашистами был нанесен мощный удар по линии Ростов – Краснодар – Майкоп. Большая часть Кубани оказалась в котле.

Наши войска отступали в предгорье Кавказа и к Новороссийску. В тылу врага, в том числе и в Темрюкском районе, начало формироваться сопротивление – в начале слабое и неорганизованное. В поселке Приморский борьбу возглавили комсомольцы.

Что могли сделать комсомольцы – дети 14-16 лет – кроме того, что в станице Старотитаровской прокололи несколько шин немецких автомобилей и разбросали листовки?

Несколько комсомольцев станицы Вышестеблиевской и Старотитаровской первого марта 1943-го года были арестованы и расстреляны ночью у кургана, вблизи поселка Трактовый (ныне не существующий) по пути в комендатуру станицы Тамань. Местные жители слышали выстрелы у кургана. На следующий день похоронили убитых.

Здесь же ранее во второй половине мая 1942-го года были расстреляны шесть красноармейцев и медсестра, не ушедшая с отступающей армией.

Наиболее активно действовала комсомольская организация поселка Приморский, насчитывающая более 17-ти человек. Фашисты выгоняли на работы по строительству аэродрома жителей поселка Приморский. Комсомольская организация решила действовать. Во время работы по планировке площадки аэродрома выкопали канаву поперек взлетно-посадочной полосы, заложили ее гнилыми досками и засыпали землей. Первый взлетающий бомбардировщик, надломив шасси и сбросив бомбы, улетел в сторону Крыма.

Остановимся и подумаем: подвиг это или безумие отчаяния? Максимализм юности? Не могли же они не знать, что будет за подобное деяние. Думали, что их не найдут?

Фашисты поняли: в поселке Приморский действует организованная группа сопротивления. Дальше события развивались стремительно: в ночь с 4-го на 5-е марта 1943-го года 14 человек были арестованы, вывезены в станицу Тамань в комендатуру и после интенсивных допросов расстреляны. Жители близлежащих домов слышали ночью плач и крики обреченных.

С наступлением ночи тела расстрелянных были вывезены в море.

Вот их имена:

Ревякина Зоя Кононовна – секретарь комсомольской организации

Посмитняя Анна Кононовна

Валовик Александра Демьяновна

Моисеева Татьяна Алексеевна

Карноушенко Анна Алексеевна

Голикова Екатерина

Кучеренко Вера Яковлевна

Погребняк Анна Ивановна

Ибрагимова Женя

Даневич Люба

Маканин Виктор

Посмитняя Вера

Мотренко Люба

Неизвестный юноша – 14 лет

Все они от 14-ти до 17-ти лет.

 

Необходимое послесловие

Меньше всего известно о подпольщиках станицы Старотитаровской и Вышестеблиевской. Возглавлял подполье некий Азериньш. Все попытки узнать его дальнейшую судьбу не принесли успеха. Возглавлял подполье в Приморском (что очень сомнительно) некий Иван Шальский. Вернемся к событиям, более близким к нашим дням.

Вспомнилось небольшое событие, причастное к нашему разговору. Группа немецких товарищей попросила МПС и начальника Северо-Кавказской железной дороги В. Ильина устроить им поездку «Retro» в прошлое по маршруту Ростов–Краснодар–Порт Кавказ.

Ярким весенним днем паровоз (именно паровоз, снятый с консервации для полноты впечатлений) в составе одного пассажирского вагона и вагона ресторана прибыл на 105-й километр. Долго стоял этот поезд на перегоне. Пассажиры поезда долго стояли на вершине кургана, не обращая внимания на неподалеку работающих мужчин и женщин.

Может, это были просто солдаты тех времен. Кто знает…

Как же получилось, что всех подпольщиков взяли в течение одной ночи? Позже выяснилось, что не обошлось без предательства. Список и адреса предоставил немцам М. Кобзарь, тоже комсомолец.

Долгое время судьба предателя была неизвестна. И только спустя 32 года его нашли в Приморье, где он жил по поддельным документам. Раньше искать умели. Предатель получил по заслугам.

В начале 80-х годов в поселке Приморском появился человек, назвавший себя Иваном Шальским, объявивший себя организатором подполья. На вопрос, где же он был с 1-го по 6-е марта 1943-го года простодушно отвечал, что сидел в камышах.

Жители и родственники погибших чуть не растерзали самозванца: подставил детей.

Многочисленные запросы в соответствующие компетентные органы не дали положительного ответа. Ни Азериньш, ни Шальский не значились в каких-либо структурах, уполномоченных для организации подпольной деятельности в тылу врага.

После освобождения Таманского полуострова от фашистских захватчиков останки погибших были перенесены родственниками в станицу Старотитаровскую и Вышестеблиевскую.

Нужно отдать должное властям Сенновского сельского Совета, которые в 1965 году с почестями перенесли с кургана останки красноармейцев на общепоселковое кладбище в поселке Сенном.

В стороне от больших дорог стоит курган. На вершине скромный обелиск из металла с красной звездой. Несколько лет назад в разгар эпидемии всеобщего помешательства по сбору металлолома благодарные соотечественники сдали в металлолом тумбочку-памятник.

Сегодня этот памятник восстановлен. Значит, не все души потеряны. Не все…

Но почему этот детский подвиг не получил в своё время должной огласки и оценки? Почему молодогвардейцы посёлка Приморского оказались забытыми?

Почему бы сегодня не вспомнить их, отдавших свою жизнь за победу и поставить скромный памятник?

Тускнеет металл на орденах и медалях, выцветают знамена, но память не должна умирать. Так хочется в это верить.

Выражаю глубокую благодарность учителю сенновской средней школы №8 Лидии Матвеевне Бастанжиевой и школьному музею, чья деятельность и кропотливая работа помогли спасти от беспамятства имена погибших. В Темрюкском районе за время оккупации фашистами было расстреляно более двух тысяч человек пленных, раненых красноармейцев и местных жителей. Почтим их память.

Весной чистое и высокое небо над Таманью, а на кургане – степной ковыль, трава забвения… сто пятый километр.

В. Передистый, п. Сенной.