Подводная лодка капитана Немо благодаря причудливой фантастики Жюль Верна прошла 20 тысяч льё под водой, (это около 100 тысячи километров), погружалась на глубину 22 километра Жюль Верн тогда ещё не мог знать, что самая большая глубина в Мировом океане принадлежит Марианской впадине и составляет чуть больше 11 километров.

Атомные подводные лодки советского Военно-морского флота преодолевали значительно большие расстояния, правда погружались при этом на глубину около тысячи метров.

На одной из таких подводных лодок Северного флота, а именно, атомном подводном крейсере стратегического назначения «К-219» служил старшиной команды мотористов мичман Плачков Леонид Петрович. О его добросовестной службе не раз повествовала газета «На страже Заполярья». Однажды в море при отработке очередной курсовой задачи возникла неисправность. Хорошее знание специальности, а мичман Леонид Плачков имел квалификацию «Мастер военного дела», позволило быстро, а главное безошибочно установить причину технической неисправности топливного насоса. В условиях похода при выполнении подводной лодкой сложной учебно-боевой задачи команда мотористов под его руководством в кратчайшие сроки устранила неисправность. Леонид ещё раз доказал, что не зря считается одним из лучших специалистов атомного ракетоносца.

Вскоре ему было присвоено почётное звание последователя лучшего специалиста военных лет Алексея Чернавцева. В те годы за успешное выполнение задач боевой службы, длительное автономное плавание приказом Главнокомандующего ВМФ каждый подводник, успешно прошедший это испытание награждался почётным знаком «За дальний поход». Мичман Леонид Плачков совершил 12 автономных походов, каждый продолжительностью от двух с половиной до трёх месяцев. Таким образом по самым скромным подсчётам он преодолел под водой более 250 тысяч морских миль, что примерно равняется 10 окружностям земного шара по экватору, (узнай об этом в своё время Жюль Верн, он свой «Наутилус» затопил бы на стадии швартовых испытаний).

За безупречную службу Мичман Плачков награждён несколькими медалями, удостоин знаками воинской доблести «Отличник ВМФ» и «За дальний поход». Его служебная карточка насчитывает около двух десятков грамот и благодарностей не только от командира подводной лодки, но и от командования дивизии. В служебной характеристике мичмана Плачкова за 1985 год командир подводной лодки капитан 1 ранга В.Прудников пишет: «За время прохождения службы в войсковой части 49246-А (первый экипаж атомного ракетоносца «К-219») Плачков Леонид Петрович показал себя дисциплинированным и исполнительным военнослужащим. Принимал активное участие в общественно-политической жизни экипажа. Постоянно стремится к повышению своих теоретических и практических знаний. Политически грамотен, хорошо разбирается в вопросах внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства. Оказывает большую помощь командованию в мобилизации личного состава на успешное выполнение задач боевой подготовки».

В1985 году Леонид Плачков уволился в запас, а через год случилась страшная катастрофа. 5 октября 1986 года на атомной подводной лодке «К-219», находящейся на боевой службе в Саргасобом море, произошёл взрыв баллистической ракеты. А в ночь на 6 октября 1986 года корабль ушёл на глубину 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена, а четверо подводников затонули вместе с лодкой. Леонид тяжело переживал гибель своей родной лодки, у него стали проявляться признаки депрессии и усталости. Естественно, долго это продолжаться не могло, здоровье было подорвано и в 2010 году он ушёл из жизни. Однако короткая, но яркая биография подводника Леонида Плачкова останется в сердцах его детей и внуков.

В. Бурдин,

начальник политодела дивизии 1981-1986 г., капитан 1 ранга.