В ожидании «восьмерки» после рабочего дня. Понятно, что половине пассажиров придется ждать следующего рейса. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»

 Вопрос транспортной доступности все чаще поднимают жители города. Особенно эта тема волнует жителей Темрюка, которые пользуются услугами общественного транспорта на маршрутах № 4, № 11,
№ 2, № 8.

Утром сложно вовремя добраться на работу, в школу, детский сад, поликлинику. В редакцию поступили письма от жителей Правобережного микрорайона по вопросу транспортной доступности, вернее, недоступности. Эту проблему поднимают темрючане, пользующиеся услугами маршрутов №2 и
№8. Расстояние до центра города приличное, без общественного транспорта жителям этих микрорайонов никак не обойтись. Но как быть, если проехать, хотя бы стоя на одной ноге, становится заветной мечтой.

Есть несколько вариантов добраться к пункту назначения. Первый бюджетный – набраться терпения и дождаться маршрутки, в которой наконец­то найдется свободное место. Но сколько времени на это уйдет, если мимо тебя пролетают две, три маршрутки, а водитель только разводит руками. Чтобы наверняка попасть в маршрутку, пассажиры стараются садиться «на круг», и готовы платить вдвойне, лишь бы уехать с остановки. Так часто делают жители в Правобережном.

Второй вариант, тоже бюджетный – выйти на остановку по расписанию рейсового автобуса. Это тоже не всем удобно: автобус идет либо слишком рано, либо поздно, перерыв между рейсами «двойки» около часа, а в дневное время – до двух часов.

Третий вариант – вызываем такси. Это обходится в десять и более раз дороже, в зависимости от расстояния. Тут уже не сэкономишь семейный бюджет. Ехать с комфортом на такси утром и вечером – роскошь, которая будет съедать приличную часть заработка.

Утром и вечером в часы пик одинаковая картина «захвата» транспорта. Например, пассажиры «восьмерки» вечером после работы спешат не на остановку поблизости от работы, а на автостанцию – начало маршрута. Если в салоне в начале пути полный комплект, означает, что шанс сесть в маршрутку по пути минимальный, можно сказать, даже исключительный. Если ГИБДД проводит операцию «Автобус», то лишних пассажиров в маршрутку не берут. Вся надежда на автобус. Иногда и в нем нет мест, и люди с печальным видом остаются ждать следующего рейса. Отсюда возмущение и нелестные слова в адрес тех темрючан, которые садятся на дальний маршрут, а выходят через несколько остановок.

Пассажиры даже готовы платить больше, лишь бы транспорт ходил чаще. Можно понять и водителей маршруток, которые за 12 рублей везут нас от автостанции до 18­й остановки, а это 33 км. Водитель «шестерки» за это время сделает по малому кольцу города три рейса, и заработает больше, ведь жителей здесь намного больше.

Как переломить ситуацию и наладить движение общественного транспорта так, чтобы было удобно пассажирам и выгодно перевозчикам?

Письмо в редакцию

Дорогая редакция!

Количество жителей микрорайона  Правобережного заметно увеличилось. Построены и заселены 14 трехэтажных домов, шесть пятиэтажек, два семиэтажных дома, и еще будут строиться дома. Открыты продуктовые магазины, есть аптека, работает спорткомплекс. Это нас радует.

Но есть большая транспортная проблема. Каждое день утро  нужно добираться до работы, а вечером домой, детям – в школу и детский сад,  в поликлинику, за покупками и по другим делам. Без надобности просто так никто никуда не едет.  Согласно расписанию автобус делает семь рейсов туда и обратно с учетом, если будет дополнительный автобус.  С недавних пор у нас оставили две маршрутки, и те не в идеальном состоянии. У них свое расписание, о котором нам не известно. Мы им все равно благодарны. В маршрутке не разрешается брать лишних пассажиров, только по количеству сидячих мест. Мы упрашиваем водителей, чтобы взяли нас, ведь лучше ехать стоя, чем «загорать» на остановке. Был один день, когда у маршрутки возникли технические неполадки, и рейса не было. Был полный коллапс. Пришлось вызывать такси. При мне на остановке  три машины такси подъехали. Иногда ждем транспорт по 40 и более минут в любую погоду. В жару вообще невозможно было стоять под открытым небом, нет ни навеса, ни лавочек. От дождя спрятаться негде. Как быть пожилым людям, мамам с детьми? А вот для пассажиров маршрута № 8 на остановках созданы все условия для ожидания транспорта. Неужели в бюджете города не найдутся средства на обустройство остановок?

Хочу обратиться к темрючанам с просьбой: садитесь только на свой маршрут. Ведь не уговоришь пересесть на другую маршрутку, столько всего наслушаешься, что не рад будешь.

Может, наши депутаты, администрация, автопредприятие обратят внимание на наши проблемы и увеличат количество рейсов, установят лавочки и навесы? Будем благодарны, ведь живем мы здесь и сейчас.

Нина Волченко, жительница г. Темрюка.

Социально значимые маршруты города

Во исполнение статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 13 октября 2014 года № 969 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение равной доступности транспортных услуг населению на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района на 2015 – 2017 годы» утверждена муниципальная программа, позволяющая компенсировать (субсидировать) убытки организациям, осуществляющим пассажирские перевозки на социально значимых маршрутах.

Из восьми муниципальных городских маршрутов регулярного сообщения четыре муниципальных городских маршрута субсидируются из бюджета Темрюкского городского поселения, что позволило увеличить количество рейсов в «час пик» по маршрутам: №2 «Автостанция – Остановка № 18», № 4 «Автостанция – Дачи», № 9 «Темрюк – пос. Октябрьский», а также организовать движение общественного транспорта по муниципальному маршруту №10 «Автостанция – Новое кладбище».

Субсидирование в текущем году предусмотрено в объеме более 4,8 млн. рублей. Сумма компенсации (субсидирования) убытков выплачивается в зависимости от фактических расходов (убытков), подтвержденных предоставленными расчетами.

Пассажирские перевозки осуществляются на основании договора на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным городским маршрутам регулярного сообщения.

Договоры на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным городским маршрутам регулярного сообщения заключаются на основании проводимых конкурсов на право обслуживания муниципальных городских маршрутов регулярного сообщения.

Транспортное обеспечение в части осуществления пассажирских перевозок микрорайона Правобережный осуществляется автобусами, обслуживающими муниципальные маршруты №11 «Автостанция Правобережный» и № 4 «Автостанция – Дачи».

В связи с тем, что контроль работы пассажирского транспорта по указанным маршрутам показал, что в час пик не все пассажиры в полном объеме вывозятся в утренние часы из микрорайона в центр города, а в вечернее время – к месту проживания, администрацией Темрюкского городского поселения были введены дополнительные рейсы в утренние и вечерние часы пик.

В часы с минимальным пассажиропотоком в основном работают автобусы особо малой вместимости, из-за ограниченного количества посадочных мест не всегда удается вывезти всех желающих сразу. Помимо прочего существует проблема с водительским составом – в Темрюкском районе на категорию D (управление автобусом) никто не обучает, автобусы простаивают без водителей, и как результат – на маршрутах №№ 6, 8, 11 работает недостаточное количество транспортных средств.

Администрация Темрюкского городского поселения рекомендует жителям и гостям города ориентироваться на расписание движения автобусов по маршруту № 4 «Автостанция – Дачи», время отправления автобуса:

 – от автостанции: 06.20; 06.50; 07.40; 11.00; 14.00; 17.15; 17.30; 18.50; 20.00;

 – с конечной остановки: 7.05; 7.30; 8.20; 11.40; 15.00; 17.50; 18.10; 19.20; 20.40.

Администрацией Темрюкского городского поселения рассматривается вопрос по итогам 2017 года введения дополнительных рейсов по маршруту №4 в дневные часы в 2018 году.

А. Войтов,

глава администрации Темрюкского городского поселения

Мнение перевозчиков

Мы попросили прокомментировать ситуацию директора пассажирского автотранспортного предприятия «Туринвест+Сервис» Валерия Германа.

– Наше предприятие обеспечивает пассажирские перевозки в Темрюке на маршрутах № 2, 4, 6, 9, 10, – рассказывает Валерий Герман. – Самый большой пассажиропоток приходится на часы пик утром и вечером. Дневные рейсы – нерентабельные, иногда в автобусе едет несколько человек. Поэтому в дневном расписании есть несколько продолжительных перерывов. Согласно действующему законодательству РФ, в муниципальных городах устанавливается единый тариф для всех перевозчиков в городе. Полномочия по регулированию тарифа на общественном транспорте переданы местным администрациям. Городские власти сразу занялись решением этого вопроса, и стоимость проезда незначительно поднялась. Спасибо им за это от всего коллектива. Цена за проезд с 2008 года поднялась всего на два рубля, а расходы на топливо, ремонт увеличились в разы. На сегодняшний день цена за проезд в городе должна быть 20 и более рублей, чтобы деятельность не была убыточной. Например, стоимость проезда в общественном транспорте в Геленджике сегодня 24 рубля, в Анапе – 22 рубля, в Краснодаре – 27 рублей. Два года назад возникли серьезные проблемы на маршруте № 8, который обслуживают частные перевозчики. Это произошло из-за того, что предпринимателям стало невыгодно работать на маршруте, не говоря уже о развитии, обновлении автопарка. В результате, количество маршруток сократилось, автобусы переполнены. Изначально было заявлено 18 автобусов особо малой вместимости на этом маршруте. Осталось меньше. Индивидуальный предприниматель, который должен содержать автобус в технически исправном состоянии, при такой колоссальной ответственности, постоянном контроле надзорными органами, рабочем дне с 6 утра до 20 вечера по шесть дней в неделю, в месяц зарабатывает меньше младшего кассира сетевого супермаркета.

В администрации города обсуждался этот вопрос. Мы провели анализ работы на городских маршрутах. Для решения проблемы транспортной доступности мы предложили увеличить количество дневных рейсов на маршруте № «2» и «4» с 2018 года. В настоящее время наше предложение находится на рассмотрении. Кроме того, необходимо решать вопрос об увеличении стоимости проезда.

 Маршрутчики утверждают, что работают в убыток. Бригадир городского маршрута № 8, предприниматель Лариса Климковецкая рассказала, что в начале года на маршрут выходили 17 машин, сейчас осталось 11. Это не означает, что все одиннадцать каждый день на маршруте, ведь техника изнашивается, водители тоже могут заболеть.

– Не знаем, в какие двери стучаться, чтобы нас услышали, – говорит Лариса. – Маршрут № 8 убыточный. В день водитель «восьмерки» накатывает до 400 км. Еще один пример: проехать по всему городу от автостанции до 18-й остановки стоит 12 рублей. От 18-й остановки до ст. Курчанской – 2 км, рукой подать, но доехать туда можно за 35 рублей на пригородном маршруте, при этом по прямой через гору Миска. Получается, что изначально неправильно сделан расчет стоимости проезда на дальнем маршруте № 8? Водители уходят, так как практически ничего не зарабатывают. А ведь у каждого семья, дети. Нужны деньги на детали, топливо, налоги. Единственный выход – поднять цену за проезд почти вдвое. Тогда можно будет обновить автопарк, и маршрутки будут ходить чаще. Постоянно поднимаю этот вопрос в администрации города, пока безрезультатно. Два рубля, на которые увеличили стоимость проезда, не изменили ситуацию.

 Бригадир маршрута № 11 Александр Хаустов с 2012 года занимается пассажирскими перевозками. Маршрут № 11 по кругу составляет 15 километров.

 – Эта работа сейчас не кормит, а просто является общественной нагрузкой. Еще в начале 2017 года предоставил в администрацию города анализ рентабельности маршрута, ездил в прошлом году с этим вопросом и в РЭК, – говорит Александр Хаустов. – По моим расчетам стоимость проезда нужно увеличивать минимум в два раза. Мне пояснили, что это незаконно, нужно поэтапно повышать цену. Сколько же придется ждать, пока все водители разбегутся? Количество машин на маршруте уменьшилось вдвое – с 10 до 5. Бывают дни, когда кто-то из водителей болеет или машина вышла из строя. Чего только не услышишь от пассажиров в свой адрес. Говорят: не можете обеспечить маршрут, не работайте. Если ничего не изменится, так и сделаем. А как же жители Правобережного? Ведь они пострадают в первую очередь. Население в этом микрорайоне увеличивается.

Получается замкнутый круг. Перевозчики еле сводят концы с концами, власти ориентируются на законодательство, а жители города по-прежнему простаивают на остановках в ожидании нужного маршрута.