Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) в целях реализации положений Федерального закона от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в связи с внедрением с 01.07.2017 года в России выдачи листков нетрудоспособности по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за больным членом семьи в форме электронного листка нетрудоспособности и возникающими вопросами, касающимися данного перехода, разъясняет, что формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа (ЭЛН) происходит с помощью автоматизированной системы информационного взаимодействия по обмену сведениями, участниками которой являются: страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), страхователи (работодатели), медицинские организации (больницы, поликлиники) и Федеральные государственные учреждения (бюро) медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Чтобы работать с ЭЛН, страхователь может использовать программное обеспечение (ПО) с подключением к сервисам ФСС для передачи данных о факте и параметрах временной нетрудоспособности, либо может зайти в личный кабинет на сайте cabinets.fss.ru если он зарегистрирован в качестве юридического лица на портале госуслуг gosuslugi.ru. В личном кабинете можно будет запросить ЭЛН и в электронном виде заполнить раздел «Заполняется работодателем».

Человек, как обычно, обращается в поликлинику или больницу за медицинской помощью, по его выбору ему оформляют или ЭЛН, или на бумажном носителе. В случае оформления ЭЛН листок не распечатывается, а размещается в информационной системе ФСС, пациента лишь информируют о номере электронного документа, который он сообщает своему работодателю. Тот, будучи участником системы информационного взаимодействия по обмену сведениями, в целях формирования ЭЛН, заполняет свою часть больничного листка (сведения о страхователе, о застрахованном гражданине, сведения об исчислении ему пособия, среднем заработке, стаже работы и т.д.) и также заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью. Документ автоматически фиксируется в информационной системе ФСС и служит основанием для перечисления пособия застрахованному лицу работодателем.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО ЭЛН?

– Внедрение ЭЛН позволит сократить излишний документооборот и расходы на изготовление бланков листков нетрудоспособности, снизятся затраты на организацию учета и хранение бланков.

 – Практически сведутся к нулю случаи страхового мошенничества и хождение фиктивных «больничных», исчезнет понятие «утери» листка нетрудоспособности.

– Автоматизация процесса позволит минимизировать возможность возникновения ошибок при заполнении листка нетрудоспособности и расчете пособий, позволит контролировать все оплаченные листки нетрудоспособности, в том числе в целях недопущения расходов по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности.

– Работодатель на сайте ФСС в своем личном кабинете сможет увидеть сколько и кто из его работников болеет, в каких медучреждениях открыты листки нетрудоспособности, какого числа их закрыли.

– Бухгалтерии предприятия не нужно будет сверять правильность заполнения формы и отправлять больничный лист в ФСС. Снизятся трудозатраты при формировании аналитических отчетов и реестров сведений, отправляемых в ФСС, снизится количество ошибок, повысится достоверность информации.

– Избавление от заполнения бумажных форм существенно упростит и ускорит работу врачей, у них появится больше времени и сил на работу с пациентом. Кроме того, ЭЛН проще заполнять: не требуется следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати, снизится количество ошибок при оформлении листков нетрудоспособности.

 – Существенно упростится жизнь и самих пациентов. Им не придется стоять в очередях или бегать по кабинетам с просьбами исправить ошибки и неточности в бумажных листках. Имея доступ к информации о выданных на свое имя «больничных», они в любой момент времени в личном кабинете на официальном сайте ФСС смогут отслеживать данные о выданных ЭЛН и начисленных им пособиях.

Подробнее о том, как будет работать система и что для этого необходимо делать страхователям и медицинским организациям, Краснодарское региональное отделение ФСС будет информировать участников процесса путем адресных рассылок методических материалов, а также на страницах своего интернет-сайта www.kubanfss.ru, а также через средства массовой информации.

Филиал № 6 ГУ КРО ФСС РФ