Е.Е. Алёхин.
М.П. Колодий.
Открытие памятного знака погибшим летчикам. Май 2018 года. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»
Инициаторы создания памятного знака А.С. Парфиевец и С.П. Кузьмич.
Родственники летчика Е.Е. Алёхина в Темрюкском музее. 70е годы.
9 Мая вспоминаем тех, кто подарил нам мирное небо. В сентябре 1943 года на Таманском полуострове шли ожесточенные бои на суше, в море, в небе. В одном из воздушных боев погиб экипаж Михаила Колодия и Евгения Алехина. Сражение в небе видели местные жители. Экипаж отважных летчиков долгое время считался без вести пропавшим. Это одна из героических страниц времен Великой Отечественной войны.
Михаил Павлович Колодий родился в 1921 году в Донецкой области. До войны был учителем математики. Накануне войны прошел обучение в аэроклубе, на фронте – с первых дней Великой Отечественной. Служил в 11й штурмовой дивизии 47го штурмового авиаполка военновоздушных сил Черноморского флота. В этот же полк попал Евгений Евдокимович Алехин, 1915 года рождения. В сохранившемся свидетельстве о рождении написано, что родом из Уваровского района Тамбовской области. До войны у него была семья, сын. Он погиб в 28 лет.
22 сентября 1943 года. Экипаж штурмовика Ил2 возвращался с боевого задания. Изза облаков самолет атаковали «мессеры» – два немецких истребителя Ме109. Командир штурмовика Михаил Колодий и стрелокрадист Евгений Алехин вступили в неравный бой над Темрюком в районе старого кладбища. Отважные советские летчики, израсходовав оставшийся боевой комплект, пошли на таран истребителя противника. Фашистский самолет рухнул за Кубанью. Наш штурмовик упал в плавни в районе озера Круглое. Самолет советских летчиков был найден только в 70х годах.
– За воздушный таран во время войны давали звание Героя Советского Союза, – говорит Александр Парфиевец, возглавивший группу волонтеров по установке памятного знака летчикам. – Этот боевой прием – яркое проявление героизма советских летчиков. Михаил Колодий и Евгений Алехин не получили наград. Понятно, время было тяжелое, шли бои за освобождение Кубани, все силы были брошены на борьбу с фашистами. Тогда не было возможности вести розыски, уточнять детали, искать свидетелей. В прошлом году вместе с друзьями решили установить памятный знак в месте падения самолета. Ктото деньгами помог, ктото материалами, в их числе Сергей Кузьмич, Александр Сорокотяга, Александр Войтов, Валерий Пушкарь, Николай Кочура, Александр Суворов. Когда мастера по изготовлению плиты узнали, кому она предназначается, сделали приличную скидку. Хорошие портреты летчиков получились.
Житель Темрюка Александр Парфиевец имеет непосредственное отношение к этой истории. В 70х годах при строительстве мелиоративного канала на территории рисосовхоза «Правобережный» был обнаружен пропавший самолет. Бульдозер наткнулся на чтото твердое, оказалось, что это тот самый штурмовик
Ил2. Фюзеляж и обе кабины были пробиты снарядами и деформированы. Кабины открыли с трудом. Об этом Александр Парфиевец узнал, когда устроился на работу в совхоз мастером стройцеха в 1985 году. Тогда коллектив решил установить в месте падения летчиков винт от самолета, сделали металлическую ограду. Со временем все это исчезло.
– Несмотря на то, что самолет пролежал в плавнях около тридцати лет, личные вещи летчиков хорошо сохранились, – рассказывает заведующий отделом научнопросветительской работы Темрюкского историкоархеологического музея Григорий Головко. – В Темрюкском музее в Зале Великой Отечественной войны представлены фото летчиков, карта района боевых действий, парашют, которым они не воспользовались, комсомольский билет Михаила Павловича Колодия. В фондах музея хранятся личные документы летчиков, талоны на питание в летную столовую, фотографии родственников, побывавших в Темрюке. Останки летчиков со всеми почестями были захоронены на улице Анджиевского. На митинг приезжали родственники героев. Братская могила отважных советских летчиков находится там и сегодня, включена в официальный реестр, номер по госсписку № 3478, 3525.
Торжественное открытие памятного знака летчикам Колодию и Алехину состоялось в 2018 году накануне Дня Победы. Все происходило там же, рядом с берегом озера Круглое, в десятках метров от места падения самолета. Александр Парфиевец даже сценарий подготовил, из колонок автомобиля звучали песни военных лет. Угощали солдатской кашей.
Сюда приехали все, кому дорога память освободителей Тамани: жители Темрюка, депутаты города и района, представители старшего поколения, молодежь. Мэр Темрюка Максим Ермолаев поблагодарил инициаторов, патриотов города за участие в создании памятного знака.
Председатель районного Совета Александр Шерстнев еще раз напомнил о том, что пришлось пережить темрючанам во время фашистской оккупации, о том, какой ценой был освобожден Таманский полуостров.
С мраморной плиты смотрят на нас летчики. Они были и останутся для нас героями.
Темрюк помнит.
В том воздушном бою 22 сентября 1943 года советский штурмовик уступал истребителям противника в скорости и маневренности, но тем не менее, по свидетельству очевидцев, израсходовав боеприпасы, прострелянный вражескими снарядами и пулями, горящий ИЛ2 сумел совершить воздушный таран. Это редкий случай, когда тяжелый штурмовик смог
протаранить маневренный и скоростной истребитель.
Немецкий истребитель МЕ109G обладал скоростью более 500 км /час и мощным наступательным оружием, кроме этого, отличался высокой маневренностью. Самолет в основном предназначался для воздушного боя и завоевания превосходства в воздухе.
Советский штурмовик ИЛ2 имел скорость 414 км/час, предназначался в основном для уничтожения наземных целей. Вначале самолет был одноместным, но позднее в экипаже появился стрелок, защищавший с пулеметом УБТ (12,7 мм) самолет сзади. Основное оружие самолета размещалось в передней части машины (2 пушки калибра 23 мм и 2 пулемета калибра 7,62).
По материалам Темрюкского историко-археологического музея.