«Спасибо Богу и судьбе за представленную мне возможность пройти 17-­летний флотский путь и стать участником возрождения морского ареала Тамани, а после перевода на работу в центральный аппарат ФГУП «Росморпорт» по долгу службы не расставаться с дорогим, ставшим мне родным, регионом. На карте России на месте пришедших в упадок портовых пунктов появились настоящие морские международные порты, а в профессиональный лексикон прочно вошло понятие порты Тамани», –  говорит Валерий Васильевич Сазонов.

 

Коллектив филиала ФГУП «Росморпорт». По итогам деятельности за 2017 год службе управления движением судов (СУДС) Керченского пролива Таманского управления Азово­Черноморского бассейнового филиала было присвоено звание и вручен вымпел «Лучшая служба управления движением судов ФГУП «Росморпорт». Данная номинация была вручена СУДС Керченского пролива во второй раз, первый – в 2014 году. Служба управления движением судов Керченского пролива обслуживает морские порты Тамань, Кавказ, Керчь и Темрюк.  Фото предоставил Александр Довгаль.

 

Дорогие моряки, речники, портовики, судоремонтники, друзья и коллеги!

Уважаемые ветераны и жители Тамани!

В честь значимых для нас событий 2018 года – Дня работников морского и речного флота, досрочного завершения первого этапа строительства Крымского моста и открытия по нему автомобильного движения, 100-летия пограничной службы России, 20-летия порта Темрюк и 10-летия порта Тамань в статусе морских международных, 15-летия создания ФГУП «Росморпорт» – хороший повод вспомнить страницы нашей славной истории, события, с которых начиналось возрождение транспортной инфраструктуры Тамани и ее морского ареала.

Развитию грузопотоков в Азово-Черноморском бассейне во многом способствовало возрождение в конце 90-х годов деятельности портов Кавказ и Темрюк, грузооборот которых находился на нулевой отметке, а их гидротехнические объекты были практически разрушены. С началом перестройки под флагом общей приватизации в портовых организациях произошло акционирование. Все они, кроме «Кубанского управления буровых работ» – подразделения ОАО «Кубаньгазпром», приходили в упадок, не имели реальных планов и возможностей развития.

Ситуация изменилась благодаря длительной кропотливой работе причастных предприятий, организаций и конкретных должностных лиц по приданию порту Темрюк статуса морского торгового порта. Первый шаг в этом сделал коллектив «Азрыбтехфлот» под руководством гендиректора Д.И. Цветенко, переименовав предприятие в ОАО «Морской порт Темрюк». К вопросу создания Морской администрации порта (МАП) подключились руководство и соучредители ЗАО «Компания порт Темрюк»: ее председатель совета директоров – руководитель ОАО «Кубаньгазпром» П.П. Макаренко, гендиректор этой компании В.Г. Головко, начальник Краснодарского отделения СКЖД В.И. Ильин, председатель РК «Рассвет» А.А. Манохин, гендиректор ОАО «Темрюкмортранс» Ю.А. Брайко, главный инженер А.И. Панов и другие, с активным участием главы района А.А. Ермоленко и его заместителя И.Ф. Кострика, которые, одобрив эту идею, вышли с предложением к властям региона о создании в Темрюке МАП. С учетом чего губернатор Краснодарского края Е.М. Харитонов и председатель правительства В.Ф. Гладской направили ходатайства в Москву. С назначением министром транспорта России Николая Петровича Цаха свершилось долгожданное для Тамани событие. Им было принято решение и издан приказ 1.03.1996 г. о создании Морской администрации порта Темрюк (МАП). В значимости этого мудрого и дальновидного исторического решения сегодня все убедились. Подробно об этих событиях рассказывает Н.П. Цах в своей книге «От штурмана до министра».

В тот, можно сказать, смутный период разброда и шатания 90-х годов мне было доверено возглавить МАП, соответственно, создавать практически все с нуля, саму структуру, в условиях аграрного региона формировать, подбирать и готовить работоспособную команду, обустраивать условия для работы, разрабатывать и оформлять нормативно-правовую и распорядительную документации и при отсутствии средств бюджетного финансирования возрождать практически бездействующие порты, определять и выстраивать вектор их развития на перспективу.

И вот в таких напряженных условиях МАП при поддержке Министерства транспорта России, краевой и муниципальной администраций была выстроена деятельная схема взаимодействия государственных структур и частных компаний, имеющих стремление к развитию портовой сферы деятельности. Реализуя которую, мы вместе общими усилиями шаг за шагом возрождали наши порты, создавали, развивали в них объекты транспортной инфраструктуры. На договорных условиях МАП с ОАО «Кубаньгазпром» в 1997 г. компания ЗАО «МОЛ» под руководством П.А. Шепетинова выполнила капремонт оградительного мола длиной 475 м в порту Темрюк. Во взаимодействии с подразделениями Министерства путей сообщения и ОАО «РЖД» в 1999-2000 г.г. восстановили и развили припортовую ж/д транспортную инфраструктуру, включая ж/д станции Темрюк и Кавказ,  80 км подъездных путей к ним от узловой ж/д станции Крымская, построили в п. Темрюк: транспортно-перегрузочный комплекс на 3 млн. т и дамбу длиной 420 м, шириной 25 м с коммуникациями (ж/д путями и автодорогой), которая надежно отделила акваторию порта от реки Кубань, связала восточную и западную стороны порта, создала условия перспективы его развития. Для города Темрюка дамба является важным социальным объектом защиты от возможных наводнений.

Прошли непростой путь создания флота для обеспечения деятельности портов. Приобретали, где могли, пришедшие в негодность буксиры, катера с последующим выполнением работ по их полной реновации в условиях судоремонтных возможностей Темрюка. Готовили для них экипажи. В итоге к 2004 году был создан флот МАП, состоящий из 17 судов различного назначения. Для производства дноуглубительных работ приобрели и организовали возвращение из Малайзии в порт Темрюк земснаряда «Камчатский», обеспечили его капитальный ремонт, переименовали в «Темрюкский» и запустили в работу по назначению.

В сложившейся новой геополитической ситуации начале 90-х годов моряки, портовики и судоремонтники, действуя по принципу «никто нам не поможет, кроме нас самих» и «ищите путь к могуществу в согласии и единстве», приняли самое деятельное участие в размещении и обустройстве в порту Темрюк мест базирования подразделений ФПС и ВМФ России, передислоцированных из Грузии и Приднестровья.

Для обеспечения условий безопасности судоходства в акваториях портов Темрюк и Кавказ и на подходах к ним МАП выполнен комплекс дноуглубительных и гидрографических работ, получили развитие средства связи, навигационного обеспечения, создана система управления движением судов. По всем направлениям деятельности подготовили профессиональный состав кадров, разработали распорядительную документацию.

А каких усилий стоило придание портам Темрюк и Кавказ статуса морских международных. Наряду с другими требованиями по созданию и обустройству в них пунктов пропуска через государственную границу только для обеспечения служащих ФПС России жильем было приобретено и безвозмездно им передано 12 квартир.

Созданные в Темрюке объекты инфраструктуры позволили организовать перевалку в 1999-2002 годах через порт технологических грузов из Италии для строительства транспортного сооружения 21-го века – газопровода «Голубой поток».

В честь таких свершений на въезде в порт Темрюк установили памятный «Символ сотрудничества транспортников» (состоящий из колесной ж/д пары и якоря), как свидетельства значимости взаимодействия моряков и железнодорожников. Многие, кто бывает в Темрюке впервые, делают на фоне этой достопримечательности снимок, косвенно подтверждая это.

Пограничники в этом году отмечают свой 100-летний юбилей. Этот день украшает и дополняет еще одно весьма значимое событие: распоряжением Правительства   20 лет назад в порту Темрюк установлен пункт пропуска через государственную границу РФ. Соответственно, этот день вошел в историю Тамани как день рождения Темрюка в статусе международного морского порта. Искренне приветствую всех пограничников, несущих службу сегодня, ветеранов пограничной службы, жителей города и района, с кем мы в свое время устанавливали и укрепляли в этом регионе границу, с юбилейной и памятной датами.

Незаурядные способности действий в форс-мажорной ситуации в период наводнения на Тамани в январе 2002 года показали экипажи наших судов «Азовец», «Портовик» и ПК-57 во главе с капитанами В.Г. Калининым, А.Я. Башмаковым, В.Д. Коба, взаимодействуя с другими коллегами и подразделениями военных.

 В 2004 году в присутствии Президента России В.В. Путина и Президента Украины Л.М. Кучма открыли восстановленную ж/д паромную переправу «Кавказ-Крым». Глава Российского государства в тот день отметил, что открытие переправы – это хороший символ, еще одна нитка связи между Россией и Украиной. И, как свидетельствует история, переправа «Кавказ–Крым» оказалась единственной ниткой, связывающей Крым с материковой частью России после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.

К 2004 году грузооборот Таманских портов вырос до 9 млн т с 0,4 млн т в 1997 году. Численность работающих в портах увеличилась с 340 до 3700 чел. Объем капиталовложений, без привлечения средств бюджетного финансирования, составил 2520 млн руб. За счет внедрения практики оказания портовых услуг доходность МАП выросла на 50%, а размер стоимости государственного имущества, в сравнении с 1996 годом увеличился практически в 250 раз. 62 работника МАП и Таманского филиала награждены государственными, региональными и ведомственными наградами. Для привлечения на работу профильных специалистов в рамках долевого участия в строительстве жилья в Темрюке построено семь квартир.

В соответствии с принятыми 15 мая 2003 года решениями Правительства РФ, с целью оптимизации и разграничения функций в системе управления морскими портами РФ Морские администрации были разделены на АМП и вновь созданное ФГУП «Росморпорт». В то время коллективы МАП и филиала в основном составляли жители Темрюка и района – хорошо подготовленные, знающие специфику и особенности родных портов.

Многие тому участники и свидетели, что за исторически короткий период времени наши морские порты прошли непростой путь возрождения, становления и уверенно следуют путем дальнейшего развития. На карте России на месте пришедших в упадок портовых пунктов появились настоящие морские международные порты, а в профессиональный лексикон прочно вошло понятие порты Тамани.

Порт Темрюк 28 мая 2018 года отметил свое 20-летие как международный. Порт возродился, окреп и развивается не только в статусе морской международный, а также как базовый для подразделений ВМФ и ФПС России. Темрюк включен в перечень портов РФ с правом прописки и регистрации судов. Уникальность порта в его востребованности для перевалки всевозможных негабаритных грузов и тому много примеров. Так, в июле 2017 года на сухогруз «Александр Ткаченко» погрузили полноразмерный макет космического корабля «Буран» для доставки в п.Сочи как экспоната для образовательного центра «Сириус». Ювелирную работу по монтажу и отгрузке на баржи собранных, готовых портальных кранов для доставки в п. Новороссийск впервые в практике успешно выполнили темрючане во главе с А.И.Пановым. Сегодня практически это единственный порт в нашем регионе, в котором имеется плавдок и база для ремонта судов. Значима его роль и в перевалке большой номенклатуры различных грузов для Крыма.

Порт Кавказ – в 1997-2000 годах в рамках государственно-частного партнерства МАП с ООО «СТЛ Трейдинг» реализован проект реконструкции причала №9 для обработки танкеров.

В 2003 году для комплекса автопассажирской паромной переправы «Кавказ–Крым» построены и обустроены пункт пропуска через государственную границу РФ, а также пирс №3.

В 2004 году начато строительство пятиэтажного здания: для размещения региональной системы управления движением судов (РСУДС), службы капитана порта и подразделений Таманского филиала. С 2009 года это здание и обустроенный в нем современный комплекс РСУДС высшей категории являются особо важными объектами ФГУП «Росморпорт», гордостью и украшением порта Кавказ.

Порт Тамань – строительство нового порта на Черном море началось с 2003 года согласно генеральной схеме разработанной по заказу МАП. Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 года порт открыт для международного сообщения и в том же году принял под обработку первое судно загранплавания. Без привлечения бюджетных средств продолжается интенсивное развитие порта. После завершения строительства Крымского моста с транспортными развязками и создания всех портовых терминалов проектная мощность составит 90 млн т, что сделает его вторым по грузообороту портом после Новороссийска.

Таманское управление, как подразделение Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в рейтинге филиалов и управлений предприятия входит в первую десятку структурных подразделений: по доходам от портовых сборов – на 5-м месте, по доходам от обычных видов деятельности и прибыли до налогообложения – на 7-м месте.

По итогам работы за 2017 год при общем суммарном грузообороте 786 млн. т всех 65 портов России, грузооборот таманских портов впечатляет показателями – 62 млн.т и количеством в них работающих – 9694 человека. При этом таможенные платежи в федеральный бюджет от внешнеэкономической деятельности портов Тамани за 2017 год составили 3 млрд. 751 млн. руб.

Портовые организации являются значимыми налогоплательщиками Темрюкского района. Налоговые поступления в бюджет района за 2017 год от их деятельности составили 293 млн 965 тыс. руб.

Уникальный масштабный проект 21-го века – строящийся Крымский мост и транспортные коммуникации к нему открывают новые перспективы дальнейшего развития Тамани, связанные с созданием современного транспортно-логистического кластера на юге России. Стратегическая цель такого кластера – формирование центра обработки грузов, консолидация транзитных и экспортно-импортных грузопотоков для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников транспортного процесса и предоставление потребителям комплексных услуг по перевозке грузов.

Таманский полуостров, Темрюкский район – единственное место в России, где на территории одного муниципального образования одновременно функционируют и развиваются три международных морских порта.

Считаю, что дальнейшее совершенствование системы управления морскими портами, способствующее укреплению единства и повышению профессионального мастерства государственных структур в порту – Капитании, Администраций морских портов, Росморпорта – позволит объединить усилия всех участников портовой деятельности по реализации крупных инфраструктурных проектов, обеспечит уверенное развитие наших портов – важной составляющей одной из ключевых отраслей экономики страны.

Спасибо Богу и судьбе за представленную мне возможность пройти 17-летний флотской путь и стать участником возрождения морского ареала Тамани, а после перевода на работу в центральный аппарат ФГУП «Росморпорт» по долгу службы не расставаться с дорогим, ставшим мне родным, регионом.

Годы работы на Тамани, куда в 1991 году, с началом перестройки, я переехал из Батуми, один из самых ярких и памятных периодов моей жизни. Здесь я встретил много достойных руководителей и уважаемых людей. Насколько мог, стремился приумножить их добрые, благие дела, которые они в свое время свершили для города и района. Использовал и делал все, что мог, для придания нового жизненного импульса региону, привлечения внимания к таманской земле и ее возрождающимся портам, внедрению и приумножению достойных флотских традиций, рекламируя это всеми возможными способами.

Признателен руководству Минтранса России, Росморречфлота, администрации Краснодарского края и Темрюкского района, учредителям ЗАО «Компания порт Темрюк» за оказанное мне доверие и поддержку. Благодаря нашей совместной работе с участием ОАО «РЖД», ОАО «Кубаньгазпром», командования ВМФ и ФПС России, МАП Новороссийск, проектных и научных организаций отрасли: института «Союзморниипроект», «Гипроречтранс», служащих госструктур пунктов пропуска, коллективов портовых предприятий, жителей города, района и, конечно, нашей любимой газеты «Тамань», с коллективом которой мы взаимодействуем все эти годы. Без привлечения средств бюджетного финансирования реализованы такие значимые проекты по развитию объектов транспортной инфраструктуры Тамани. Велика роль всех участников в этом грандиозном процессе.

Надеюсь, что пришедшие на смену достойно продолжат вахту, используя все лучшее, что создавалось трудом старшего поколения, приумножая добрые, благие дела. К сожалению, многих из них сегодня уже нет, такова жизнь. Своим трудовым участием они оставили достойный след для потомков в истории возрождения и развития родных портов. Светлая им память, не забудем их имена. Считаю, самое главное во всем – это люди.

Традиции

Деятельности по возрождению портов, коллегам, друзьям, морскому сообществу и жителям Тамани посвящены: книга «Возрождение морских портов Тамани. Воспоминание участника событий», выпущенная издательством «Транспортная литература» в 2014 году, фильмы: «Возрождение» (2001 г.), «Порты Таманского полуострова» (2003 г.) и «Таманский причал» (2005 г.) Издан альбом песен, посвященных прошлому и настоящему портов Темрюк и Кавказ, морякам, портовикам и их семьям.

С 1996 года было традицией проведение праздничных мероприятий на центральной площади города Темрюка в честь профессионального праздника – Дня работников морского и речного флота. На торжествах 2002 года МАП передала ключи от двух новых автомобилей (скорой помощи и пожарной) в подарок городу и району для улучшения условий медобслуживания и оказания при ЧС помощи населению. На торжествах 2005 года таманцев и гостей порадовал незабываемым выступлением легендарный коллектив Ансамбля песни и пляски Черноморского флота.

 

Дорогие моряки, речники, портовики, судоремонтники, друзья и коллеги! Уважаемые ветераны и жители Тамани!

Искренне поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота, а также с такими значимыми, памятными для нас событиями этого года: 15-летием ФГУП «Росморпорт» и открытием автомобильного движения по Крымскому мосту, 100-летием пограничной службы России, 20-летием порта Темрюк и 10-летием порта Тамань в статусе морских международных. Это не просто даты и события, это путь от становления до масштабного функционирования и развития Тамани – укрепления мощи России как морской державы.

 Желаю вам всем крепкого здоровья, удачи и семейного благополучия. Чистого и мирного неба. Портам – дальнейшего развития, увеличения судозаходов и грузооборота, открытия новых рабочих мест, делового взаимодействия, продолжая и приумножая добрые традиции ветеранов. Коллективу ФГУП «Росморпорт» – дальнейших успехов в деле создания нового облика инфраструктуры наших портов. Честь и хвала профессиональному мастерству наших мостостроителей! Пограничникам – успехов в охране рубежей нашей Родины! Морякам – счастливого плавания!

В. Сазонов,

Заслуженный работник транспорта России, Почетный работник морского флота СССР,

Заслуженный работник транспорта Кубани, Доктор транспорта,

Действительный член Российской академии транспорта,

начальник морской администрации портов Тамани 1996-2005 г.г.