Ученые наблюдают за сезонными миграциями промысловой рыбы в Азово-Черноморском бассейне. В настоящее время хамса собирается в большие и плотные стаи и выходит через Керченский пролив из Азовского моря, где нагуливалась в летний период, в более теплое Черное море, к местам будущей зимовки. В первую очередь мигрирует молодь, а позднее, в конце осени, будет выходить взрослая хамса.

Мигрирующие косяки рыбы свободно проходят между опорами Крымского моста. От Тамани до Керчи – это 595 конструкций с шагом до 63 метров, за исключением двух фарватерных опор: между ними 227 метров. Проектные решения принимались с учетом характерной для данного региона массовой миграции кефали, ставриды, хамсы и других видов рыб в определённые периоды года.

За стаями хамсы следуют морские и пернатые хищники, в том числе дельфины, рыба луфарь, а также чайки и бакланы. Ученые отмечают, что Крымский мост, в частности, помогает малькам уйти от погони: они прячутся в тени автодорожных и железнодорожных опор и пролетных строений. 

«Молодь хамсы мигрирует из Азовского моря в Черное и обратно каждый год. Опоры Крымского моста привлекают стаи молоди, где она в тени прячется от хищников, в первую очередь – чаек и бакланов. Мост здесь выполняет своего рода защитную функцию, пусть и в локальных масштабах», — рассказал руководитель управления океанографии и природоохранных исследований АзНИИРХ Тимофей Барабашин.

Наблюдения за экосистемой в Керченском проливе, а также Таманском и Динском заливах и других водных объектах, расположенных в районе большой стройки, проводятся ежеквартально с осени 2015 года по экопрограмме Крымского моста. За состоянием ихтиофауны и млекопитающих следят специалисты Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (АзНИИРХ).

В ходе минувшего весенне-летнего мониторинга ученые фиксировали вблизи Крымского моста в разные дни до 600 дельфинов. Афалины и азовки – верные спутники большой стройки, что говорит об отсутствии негативного воздействия проекта на экологию в регионе.

«Ученые в ходе очередного мониторинга в Керченском проливе зафиксировали, что все биологические процессы в морской среде протекают без нарушений, а свайные составляющие Крымского моста служат привлекательной кормовой базой для косяков рыб, которые, в свою очередь, притягивают большое количество млекопитающих», — отметила ведущий инженер по охране окружающей среды ФКУ Упрдор «Тамань» Оксана Фурсова.

Справка

Экопрограмма Крымского моста была проработана еще на этапе проектирования объекта. Она включает компенсационные мероприятия, а также регулярный экологический мониторинг на стройплощадке и прилегающих территориях. Ежемесячно и ежеквартально специалисты российских научно-исследовательских институтов берут пробы воды, донных отложений, почвы и атмосферного воздуха в Керченском проливе, замеряют здесь уровень шума, наблюдают за водными биоресурсами, орнитофауной, растительным и животным миром.

Экопрограмма Крымского моста – долгосрочная, реализуется с 2015 года и охватывает не только периоды подготовки и строительства объекта, но и его эксплуатацию. По действующей экопрограмме автодорога через пролив, открытая для движения машин в мае 2018 года, оборудована комплексами для многоуровневой очистки стоков. На участках трассы, примыкающих к берегам пролива, – это 700 м со стороны Тамани и 1,3 км со стороны Керчи – установлены акустические экраны для защиты окружающей среды от шума транспорта. Вдоль моста будут высажены деревья по специальной шумозащитной схеме.

На территориях, прилегающих к действующей автодороге через пролив, создаются привлекательные условия для животных. На мелководных водоемах на острове Тузла и на озере у Тузлинской косы уже установлены плавучие дома – плоты для водоплавающих и околоводных птиц, в том числе редких и охраняемых. Эти водоемы имеют важное значение для пернатых в гнездовой период, во время миграций и зимовок.

Эпизод 1 – Миграция рыбы.

 «В настоящее время ученые наблюдают за сезонной миграцией мальков промысловых рыб через Керченский пролив из Азовского моря в Черное. В данном случае мальки хамсы, они собираются в большие плотные стаи и через Керченский пролив направляются из Азовского моря, где осуществляли свой летний нагул, в более теплое и комфортное Черное море для дальнейшей зимовки. // Косяки мальков проходят достаточно свободно между опорами моста – это 595 сооружений, шаговое расстояние между которыми порядка 63 метров. Исключение у нас составляют фарватерные опоры, расстояние между которыми 227 метров. В частности, мы говорим о том, что проектная документация, сам проект уже разрабатывался с учетом свойственного для данного региона сезона миграции промысловой рыбы. // Мы наблюдаем за тем, как некоторые рыбьи стаи прячутся в тени опор моста. То есть мост служит своеобразной охраной для малька и позволяет мальку укрыться от хищников – дельфинов, бакланов и чаек, в частности. // Постоянные наблюдения за экосистемой в Керченском проливе, а также в Таманском и Динском заливах и в близлежащих водных объектах проводятся в рамках экопрограммы Крымского моста, которая начала реализовываться с 2015 года. // Исследования ихтиофауны, наблюдения за млекопитающими осуществляются специалистами научно-исследовательских институтов. В частности, это Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды и Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства. По результатам весенне-летнего мониторинга, который проводился в районе строительства моста, было зафиксировано в разные дни достаточно большое количество дельфинов – порядка 600 особей. Они уже являются своеобразными спутниками нашего строительства. Это говорит о том, что негативного влияния со стороны проекта на окружающую среду в данном регионе не происходит. // Данная программа является долгосрочной. Она рассчитана не только на период строительства, но и на период эксплуатации. Данная программа весьма обширна и включает в себя большое количество мероприятий – от биотехнических мероприятий до мероприятий по мониторингу окружающей среды, в рамках которых берется большое количество проб как почвы, воды, атмосферного воздуха, а также измерения шума. Поскольку автодорожная часть моста уже была введена в эксплуатацию в мае 2018 года, в рамках защиты и с целью защиты окружающей природной среды, в том числе водного объекта, мост был оборудован большим количеством локальных очистных сооружений, в которых вода проходит многоуровневую очистку и сбрасывается в водный объект уже очищенной. Также в рамках защиты окружающей среды, в частности, от шума, подъезды к мосту были оборудованы шумозащитными экранами, и в последующем также у нас будет осуществлена высадка зеленых насаждений в определенном порядке, который будет позволять защищать от шума окружающую среду».  

Эпизод 2 – Птицы у стройки.

Район Крымского моста продолжает привлекать пернатых на гнездовье и кочевки. В непосредственной близости от действующей автодороги через Керченский пролив и строящейся железнодорожной части Крымского моста наблюдаются гнездовые колонии речных крачек, ходулочников, отдельные гнездовые пары пеганок, куликов-сорок, шилоклювок, морских зуйков.

Эпизод 3 – Экологическая экскурсия.

Строители и экологи провели тематическую экскурсию для студентов, которые проходят летнюю практику на строительстве Крымского моста. Учащихся профильных вузов Москвы и Санкт-Петербурга познакомили с местной флорой, фауной и орнитофауной, им рассказали об этапах реализации программы экомониторинга на стройплощадке и прилегающих территориях. В частности, студенты увидели, как создаются привлекательные условия для пернатых у стройки. Здесь, на мелководных озерах, уже установлены плавучие дома – плоты для водоплавающих и околоводных птиц, в том числе редких и охраняемых. Вдоль действующей автодорожной части моста смонтированы акустические экраны для защиты окружающей среды от шума транспорта. Также бойцы стройотрядов увидели, как устроены локальные очистные сооружения. 38 комплексов для многоуровневой очистки стоков установлены вдоль автодороги через Керченский пролив и обеспечивают экологически безопасную эксплуатацию моста.