Командир полка Евдокия Бершанская уточняет боевую задачу перед вылетом.

Аэропорты страны называют именами великих россиян. Голосование общенационального конкурса на сайте великиеимена.рф

Жители Кубани предлагают назвать краснодарский аэропорт именем летчицы Евдокии Бершанской – командира 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка. Имя Евдокии Давыдовны навсегда связано с Кубанью. Ее памятник стоит на площади краснодарского аэропорта.

В феврале 1943 года полку, которым командовала Бершанская, присвоено звание «Гвардейский», за освобождение Тамани – наименование «Таманский», за Крым полк награжден орденом Красного Знамени, за участие в боях за Берлин — орденом Суворова. 22 раза полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. На Тамани летчицы участвовали в операции по прорыву «Голубой линии». Под руководством своего командира в ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны «ночные ведьмы» произвели около 24 тысяч вылетов. Евдокия Бершанская стала единственной женщиной в СССР, чьи заслуги были отмечены высокой полководческой наградой – орденом Суворова третьей степени. Памятник летчицам полка установлен в поселке Пересыпь в Темрюкском районе, именем Евдокии Бершанской названа улица в Краснодаре, в школе № 7, расположенной на этой улице, открыли музей летчицы. В 1975 году Евдокия Бершанская стала почетным гражданином города Краснодара. В 2005 году авиакомпания «Кубань» назвала один из своих самолетов «Бершанская». На стене пятиэтажки в Краснодаре в прошлом году ко Дню Победы появилось граффити – портрет Бершанской в летном шлеме.

 «Вот бы мне полетать…»

Евдокия Бершанская родилась 6 февраля 1913 года. Школа в Ставропольском крае, где училась будущий командир отважных «ласточек», теперь носит ее имя. История из ее детства описывается в издании «Гвардейский Таманский авиационный полк», автор А.С. Магид.

Пятнадцатилетняя школьница Дуся впервые увидела самолет. «Вот бы мне полетать!» – подумала она, провожая взглядом удалявшийся самолет. «А может, и я когда-нибудь полечу?»

 Седьмого ноября еще с утра было известно, что летчик прокатит на самолете несколько пионеров, и Дуся уже видела себя в кабине самолета. Но ей не повезло. Мальчишки оттеснили девочек, когда старший пионервожатый отбирал кандидатов на полет. В числе пионеров, совершивших полет над селом, был брат Павел. Дуся с завистью потом слушала его бессвязный рассказ о полете и твердо решила по окончании семилетки пойти в летную школу.

По предложению райкома комсомола Бершанская поступила учиться в педагогический техникум. Любовь к небу оказалась сильнее, и через год была зачислена курсантом Батайской летной школы. Время было трудное. Курсанты сами строили себе жилье, паек был небольшой, не хватало топлива. Но все эти невзгоды не разочаровывали курсантов. Их всех объединяла одна цель – стать летчиками.

 

В Краснодарском аэропорту Евдокии Бершанской установлен памятник.

В довоенном Краснодаре

Евдокия Бершанская настолько хорошо овладела летным делом, что руководство Батайской школы предложило стать инструктором. Прошло несколько лет. За это время Евдокия Давыдовна воспитала и выучила много хороших летчиков.

В 1936 году Евдокия Давыдовна вышла замуж. Работала в летной школе, продолжала отдавать любимому делу все свои силы. Ее назначили на новое место работы – командиром авиазвена 218-го авиаотряда специального применения, расположенного в станице Пашковской (сейчас микрорайон Краснодара).

Это было подразделение санитарной авиации. Часто, не считаясь с непогодой, нужно было срочно доставлять в пункт назначения врача, медикаменты, перевозить больного в больницу. И эта работа была по душе Бершанской.

Жители города уважали и любили Евдокию Давыдовну, она избиралась депутатом Краснодарского городского Совета.

Начало Великой Отечественной войны застало Бершанскую на выполнении задания. Когда прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз, Евдокия пилотировала самолет с тяжелобольным человеком на борту. Отряд спецприменения стал доставлять грузы и в прифронтовую полосу.

Таманский полк

46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк сформировали в октябре 1941 года. Руководила формированием Марина Раскова, летчица-штурман, которая еще в 1938 году участвовала в установлении авиационного рекорда дальности. Командиром была назначена Евдокия Бершанская, имевшая уже десятилетний стаж.

Полк был полностью женским – от механика до пилота. Девушки – вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов встали в армейский строй и воевали наравне с мужчинами. И командовала хрупкими и юными бойцами обладающая удивительной внутренней силой Евдокия Бершанская.

«Женщина, дающая жизнь, должна уметь эту жизнь защищать», – говорила Евдокия Давыдовна. Девушки учились на ходу. Техники на штурманов, штурманы – на летчиков. Бершанская была кумиром для летчиц. Девушки даже посвятили ей стихи о том, как каждая тайно мечтает спасти ее в бою и отдать за командира свою жизнь.

Хотя полк шутливо именовали «Дунькиным полком» по имени его командира, смешного в его деятельности было мало. Девушки совершали полеты на небольших самолетах ПО-2, «небесных тихоходах». На счету каждой летчицы полка 600–800 боевых вылетов. Летали только по ночам. Этот тип самолетов был создан еще в 1927 году. На нем не было ни пушки, ни пулемета, ни радиостанции. Каркас был деревянный, обшит фанерой и перкалью со специальной пропиткой от возгорания. Кабина была открытая, не могла защитить экипаж от пуль и снарядов. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.

Ходили легенды о бомбовых ударах полка Бершанской, о полке писали во фронтовых газетах. Боевое крещение и первая горечь потерь в районе Донбасса, мастерство в предгорьях Кавказа и, конечно, героические сражения в небе Кубани.

Девушки участвовали в прорыве обороны противника «Голубая линия» на Таманском полуострове, в освобождении Новороссийска, поддерживали с воздуха высадку нашего десанта на Керченском полуострове, освобождение Крымского полуострова, Севастополя. Летчицы летали на Малую землю – бомбили огненные точки фашистов, сбрасывали малоземельцам боеприпасы и продукты.

Воздушные сражения над Таманью вошли в историю Великой Отечественной как одни из самых крупных в течение всей войны. В поселке Пересыпь Темрюкского района легендарный авиаполк базировался с октября 1943 года.

Возвращаясь с боевого вылета из Крыма в Пересыпь, погибли штурман Аня Бондарева и летчица Тася Володина. В тумане невозможно было найти посадочную полосу, кончилось горючее. Упавший самолет нашли в плавнях. В Пересыпи именами летчиц названы улицы, на развилке улиц Володиной и Бондаревой стоит памятный знак отважным летчицам 46-го авиаполка. Неподалеку, через дорогу находятся места захоронений летчиц, В 44¬м на этом месте звучал десятикратный залп салюта из табельного оружия. В последний путь провожал боевых подруг весь личный состав 46¬го гвардейского Таманского авиационного полка.

Они прошли боевой путь от Кавказа до Германии. Полк под командованием Бершанской принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях за Берлин. Немцы называли летчиц полка «ночными ведьмами». Девушки были отличными профессиональными летчиками. Боевые потери полка за войну составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями.

Евдокия Давыдовна Бершанская прошла всю войну. За умелое руководство и отличную боевую работу полка гвардии подполковник Бершанская награждена орденами Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Александра Невского и Суворова 3-й степени.

С мечтой о полете

После войны Евдокия Бершанская (это фамилия ее первого мужа, в девичестве – Карабут) вышла замуж во второй раз за командира соседнего «братского» 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка Константина Бочарова. Боевые пути 46-го гвардейского и 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка постоянно были рядом, они входили в одну авиадивизию, летали на одинаковых самолётах, располагались часто на соседних аэродромах. После расформирования полка сыграли свадьбы не только командиры полков Евдокия Бершанская и Константин Бочаров, но и многие из лётчиков обоих полков.

Евдокия Бершанская-Бочарова занималась общественной работой в Комитете советских женщин в Москве, в Комитете ветеранов войны.Умерла легендарная летчица от инфаркта в возрасте 69 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

С 2017 года Краснодарское авиационное училище готовит военных летчиц. О начале набора девушек впервые в новейшей российской истории  объявил в День празднования 105-летия Военно-воздушных сил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Конкурс высокий, отбираются лучшие из лучших. Первые подготовленные военные летчицы сядут за штурвал самолета весной 2020 года.

Евдокии Бершанской было 28 лет, когда она стала командиром полка, которому суждено было превратиться в легенду. «Ночные ведьмы» – так прозвали их фашисты. Они были уверены, что бомбы сбрасывают какие-то смертницы и уголовницы, одержимые страстью мстить мужчинам за свои несчастья. На деле в полку Бершанской служили вчерашние школьницы – девочки от 17 до 22 лет, которые в войну выпускали полковую стенгазету, вышивали на портянках голубые незабудки, подкармливали прибившихся к столовой котят.

Для юных летчиц Евдокия Дмитриевна стала и командиром, и матерью, и старшей подругой. Она сделала из них воздушных асов, научила летать вслепую, приземляться в темноте «на огонек папиросы» и бомбить с необыкновенной точностью – для этого в конструкцию были внесены самодеятельные изменения. При заходе на цель летчицы выключали мотор, подходили неслышно, так что бомбы с неба начинали сыпаться на врагов совершенно внезапно…