Ситуация на дорогах остается напряженной. Практически ежедневно происходят дорожно-транспортные происшествия. Часть ДТП происходят с участием молодых водителей, водительский стаж которых составляет до 3-х лет. В последнее время правительство обратило внимание на качество подготовки водителей в автошколах. В ближайшее время будет проведен мониторинг автошкол. В Темрюкском районе водительскому мастерству обучают две автошколы: Темрюкский филиал фонда «Кубаньдорбезопасность» и «РОСТО ДОСААФ». Мы побывали в учебном центре Темрюкского филиала фонда «Кубаньдорбезопасность».
Автошкола существует с 2001 года. За это время обучение прошли более 3-х тысяч человек. Материально-техническая база была представлена одним классом и тремя автомобилями, в штате сотрудников 1 преподаватель и 3 мастера производственного обучения. В год 90 курсантов получали водительские удостоверения.
За эти годы изменилось все. Сегодня учебный центр оборудован согласно всем нормативам и требованиям. Площадь учебных аудиторий составляет 80 квадратных метров, площадь автодрома – 6553 квадратных метра, 22 автомобиля, их которых марки «ВАЗ-21074» – 19, «ВАЗ-2114» – 1, «Хюндай» – 2. Срок эксплуатации автомобилей не превышает пяти лет. Автомобили оборудованы педалями двойного управления, тормозной системы и сцепления. Для улучшения качества подготовки водителей на все автомобили планируется оборудовать системами видеонаблюдения. Обучение проводят 7 преподавателей, 19 мастеров производственного обучения. Все преподаватели имеют высшее образование и водительский стаж работы. Один раз в пять лет они проходят курсы повышения квалификации. Мастера также проходят курсы подготовки. Ежеквартально с мастерами проводятся занятия по новым современным методам подготовки водителей. Количество одновременно обучающихся составляет 152 человека. Ежемесячный выпуск водителей – 44 человека. В этом году планируется подготовить 640 водителей.
Сейчас в автошколе готовятся переоборудовать автодром по новым требованиям, которые вступят в силу в 2011 году. «Это будет автоматизированный автодром. Оборудованный по корейской технологии, – рассказывает педагог-организатор учебного центра Темрюкского филиала фонда «Кубаньдорбезопасность» Владимир Николаевич Малов. – Компьютер будет контролировать элементы сдачи экзамена на автодроме и при неправильном маневре автомобиль заблокируется. В планах сделать автоматизированное обучение и прием экзаменов в классе. Тогда полностью будет исключен человеческий фактор».
Николай Иванович Шабиневич, директор Темрюкского филиала фонда «Кубаньдорбезопасность» считает:
– Человеческий фактор присутствует при подготовке водителей. Качество подготовки зависит и от мастеров и от самих курсантов. Чем качественнее обучение, тем меньше дорожно-транспорных происшествий совершают наши выпускники. Качество подготовки можно проследить по данным ГИБДД. Сведения об авариях, совершенных молодыми водителями, Госавтоинспекция направляет в автошколы. «Наши выпускники на протяжении трех лет совершают по одному ДТП в год», – приводит статистику педагог организатор учебного центра Владимир Николаевич Малов.
В Госавтоинспекции высказали свое мнение о качестве обучения в автошколах.
Иван Иванович ТРУС, главный госинспектор ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району:
– Две организации, занимающиеся обучением водителей в Темрюкском районе, согласно лицензии, имеют право подготовить около 650 водителей в год каждая. Сроки обучения и количество часов соответствуют последним требованиям. Качество обучения контролируют руководители этих организаций. Госавтоинспекция осуществляет контроль при выдаче лицензии. Процент сдачи квалификационных экзаменов с первого раза, что считается основным показателем качества, в учебном центре Темрюкского филиала фонда «Кубаньдорбезопасность» выше, чем в РОСТО (ДОСААФ). Качество обучения зависит и от профессионализма мастеров. Президент РФ Дмитрий Медведев дал распоряжение, чтобы ответственность за подготовку водителей несли автошколы. Так, за последствия ДТП будет отвечать не только сам виновник, но и автошкола. Механизм действия этого распоряжения пока разрабатывается. По статистике 80% ДТП происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. 20% – это другие факторы: техническое состояние транспорта, состояние дорожной разметки и так далее. Основные виновники ДТП – это водители со стажем 10–20 лет.
Николай Иванович Давиденко, старший госинспектор экзаменационной группы ОГИБДД по Темрюкскому району:
– В Темрюкском районе материально-техническая база автошкол соответствует всем требованиям. Занятия ведут мастера, которые недостаточно владеют методикой преподавания. Результаты сдачи экзаменов с первого раза говорят сами за себя. Я считаю, что преподавать должны лица, специально подготовленные учебно-курсовым комбинатом по программам, утвержденным правительством РФ, а контролировать процесс обучения должны работники образования. Ведь обучение ведется по программам министерства образования. Тогда качество обучения будет лучше. Госавтоинспекция контролирует лишь безопасность дорожного движения. Инспекторы ГИБДД принимают экзамены у учащихся не только темрюкских автошкол, но и автошкол других районов. Например, студенты, обучающиеся в других городах, попутно учатся и в автошколах. Сдавать экзамен на получение водительского удостоверения они должны по месту прописки.
Поэтому мы можем судить об уровне подготовки не только в темрюкских автошколах. Сейчас обучением водителей занимаются коммерческие организации. Порой сдача экзамена в автошколах носит формальный характер. Когда выпускники автошкол сдают квалификационный экзамен в ГИБДД, результат получается другой: 70 % знают теорию, вождение с первого раза сдают 20%. Бывают случаи, когда экзамен сдают по 7-10 раз или в течение всего года. Но сказать категорично, что основная причина ДТП – это молодые водители – нельзя. Так, с начала года на территории района произошло 152 ДТП, из них 8 ДТП с участием молодых водителей, что составляет 3,3%. Все ДТП произошли по причине нарушения правил дорожного движения. Нарушают водители с 10 и 20-летним стажем вождения, которые пренебрегают простыми истинами: не превышай скорость, не управляй автомобилем в алкогольном опьянении, соблюдай сигналы светофора, пропускай пешехода на пешеходном переходе. Однако водители их сознательно нарушают. Сегодня у многих участников дорожного движения отсутствует уважение друг к другу.
Эдуард Юрьевич Морозов, госинспектор экзаменационной группы ОГИБДД ОВД по Темрюкскому району:
– Качество обучения в автошколах зависит и от мотивации самого претендента на получение водительских прав. Цель должна быть одна – научиться управлять транспортным средством. Бывает, что обучаться приходят за компанию с подружкой. Из 20 курсантов обязательно 2–3 человека пришли учиться просто так. Уровень знаний у них будет соответствующий. Кроме того, многое зависит от способностей человека. Кто-то усваивает быстро, кому-то процесс обучения вождению дается с трудом. Поэтому здесь, как в школе, бывают отличники и двоечники, просто в автошколах оценок не ставят. Если говорить о ДТП с участием молодых водителей, то факторов ДТП много – это состояние дорожной разметки, техсостояние автомобиля и даже погодные условия. Самое страшное – это первые 10 минут после того, как выпал туман или дождь. Бывает, что из-за веток деревьев не видно дорожных знаков – минус работникам ЖКХ.
Как видим факторов ДТП очень много. Еще в июле глава МВД Рашид Нургалиев привел страшные цифры статистики: с начала года на дорогах страны погибло более 10 тысяч человек. В России самая большая смертность на дорогах. «Мы должны разобраться в упущении в системе контроля», – сказал министр и обратился ко всем участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения и культуру вождения. И это, пожалуй, самое главное. Если каждый из нас – будь то водитель или пешеход – будет воспринимать правила дорожного движения не как рекомендации, а как закон, и строго их соблюдать, порядка на дорогах станет больше. Кроме того, не каждый может научиться играть на скрипке, также не каждый способен управлять автомобилем. Может, кому-то необходимо задуматься о том, стоит ли учиться управлять автомобилем? Лучше пользоваться общественным транспортом или такси, чем подвергать свою и чужие жизни опасности.
Елена ИГНАТЕНКО.