Печальная новость пришла из Москвы. Не стало Зои Ерошок.
Зоя Ерошок родилась в Темрюке. Наша районная газета была ее первым местом работы. Затем Зоя училась на факультете журналистики МГУ, работала в газете «Комсомолец Кубани», собкором «Комсомольской правды» на Кубани, затем в редакции «Комсомолки» в Москве, позже стала сооснователем и сотрудником «Новой газеты». Преподавала журналистику в Международном университете, а также в Институте журналистики и литературного мастерства в Москве. Зоя Ерошок являлась лауреатом премии Союза журналистов «Золотое перо России», дважды лауреатом премии имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство». Премию за мужество в 2008-м Зоя Ерошок получала вместе с врачом Елизаветой Глинкой, о которой рассказала в очерке «Доктор Лиза».
Зоя жила в столице, работала в крупнейших изданиях нашей страны. О родном городке в этих больших газетах писала так, что от любви сжималось сердце: «Три моря омывают Темрюк – Черное, Азовское и винное. Черное с детства любила за таинственно-причудливую густоту синего цвета, за желто-алые блики и настоящую морскую соль. А сейчас мне больше по сердцу завидная простота светло-серого Азовского. О винном – чуть позже. Темрюк — моя родина. Маленький городок на Кубани. Столица таманских станиц.
Я теперь живу не там. А там салатно-желтые степи, воздух даже зимой пахнет землей и травами, длинные-предлинные тени, а за край моря падает красное солнце. И там живут крепкие, выносливые, веселые и работящие люди. С загорелыми – круглый год, без всяких соляриев – лицами. С очень громкими и очень сильными голосами.
Отсутствие денег – не повод для истерики и паники. Дурное настроение лечат чувством юмора и работой. А пьют только на радостях и – почти никогда! – с горя. В Темрюке не сдают стариков в дома престарелых, а сирот – в детдома. Кто угодно будет досматривать и растить, хоть родня в седьмом колене, но только не «казенный» дом. Нет правил, конечно, без исключений, но я говорю о норме, о живой традиции. И бездомных кошек и собак на улицах Темрюка не увидите».
Зоя стала лучшим журналистом страны, её золотым пером. Её очерки и интервью – всегда о людях.Зоя посвятила всю жизнь самым острым, самым больным и мучительным темам, помогая людям в трудных ситуациях. Её фразу «Попёр Темрюк!» знали коллеги. Это давало какую-то нереальную движущую силу ее текстам. Ее коллега вспоминает: «Я двенадцать лет помню ее заметку про памперсы. В домах ребенка не было памперсов, памперсы не включили в бюджет великой нашей страны. Зоя в двух абзацах описала разницу между памперсом и пеленкой. И следующие дни люди пачками несли эти памперсы в редакцию, бесконечный такой поток. «Газелями» вывозили».
Последняя публикация Зои Ерошок в этом издании вышла 5 октября и посвящена памяти Веры Миллионщиковой – основательницы и главного врача Первого московского хосписа.
Порой в газету «Тамань» приходили весточки от Зои Ерошок: «Дорогие коллеги! Поздравляю вас с днем рождения газеты. Газета мне не чужая, а очень даже родная, так что уместнее говорить: наша газета. Когда я работала в нашей газете, она называлась «Таманец». Это был неполный год – с осени 1971-го по весну 1972-го – но он мне сильно запомнился. Какой-то радостной нотой. Советское время, райкомы комсомола, райкомы партии, еще другая жуть… А поверх всех барьеров – вдруг ощущение свободы! Да, я еще до этого в школе два года писала в газету «Таманец». Но вот когда стала уже работать в ней, то это была настоящая школа. Работа со словом, складыванием буковок в слова, и не просто складыванием буковок, а поиском лучших слов в лучшем порядке. Точных слов. Счастливых слов. Меня учили этому именно в «Таманце», также учили уважению к своим героям, уважению к читателю. Мне потом еще долго везло и везет по сей день на учителей. Но «Таманец» был первой школой. Первым учителем. Первым университетом. И это был правильный, радостный и счастливый университет. Спасибо за науку. Ваша Зоя Ерошок».
Мы плачем, Зоя. Светлая память.
Выражаем глубокие соболезнования папе Зои Валентину Поликарповичу, ее близким и всем темрючанам, которых Зоя всегда считала своей родней.
1 декабря Зое Валентиновне исполнилось бы 65 лет.
Коллектив редакции газеты «Тамань», ветераны редакции, первичная организация Союза журналистов России.