Экзамен в школе приемных родителей. Фото предоставлено управлением по вопросам семьи и детства администрации района.

Решение взять приемного ребенка – серьезный шаг, на который взрослые люди идут осознанно и добровольно. Впереди  радостные и сложные моменты. Приемные родители могут идеально выполнять свои функции, сложнее стать для ребенка родным и близким человеком, понимать его и слышать. Родители, также как и дети, не всегда готовы к трудностям, с которыми придется столкнуться. На помощь приходит школа приемных родителей. Для чего она нужна и чему в ней учат, рассказывает главный специалист обособленного подразделения ГКУ КК «Краевой методический центр» в  Темрюкском районе Елена Ляпорова. 

Когда в семье появляется свой ребенок, даже если он первый, родители обычно на интуитивном уровне понимают, что надо делать.  Даже если не всегда обладают достаточными знаниями.  Это происходит потому, что они и сами были детьми, и помнят, как их воспитывали мама с папой, как заботились о них. Совсем другая ситуация, по мнению психологов, складывается в семье с появлением приемного ребенка. Даже у опытных родителей не будет понимания, какие трудности могут их подстерегать с чужим ребенком, если они сами не были такими и не жили в приемных семьях.

Школы приемных родителей существуют в Краснодарском крае с декабря 2013 года, с тех пор как вышел закон, обязующий всех желающих взять приемного ребенка пройти специальное обучение. Занятия ведутся по единой программе, рассчитанной на 75 часов. За время обучения кандидатов в замещающие родители ждет теория, всевозможные практические занятия. Столь важной, нужной информации по вопросам адаптации и воспитания приемных детей вряд ли где-то еще можно получить. Эти часы станут очень значимыми и полезными для каждого.

Один из ключевых моментов – определиться с мотивацией приема ребенка в семью. Для приемного малыша нет исхода хуже, чем возвращение обратно, потому что взрослые не смогли справиться с взятыми на себя обязательствами. Впрочем, для приемных родителей это тоже тяжелейшая психологическая травма: жить дальше с таким грузом очень тяжело. На предупреждение таких ситуаций и направлено обучение в школе.

Когда у вас собственный ребенок, то как бы ни было трудно и непонятно, вы обязаны его растить и воспитывать. Если же речь идет о приемном ребенке, то всегда остается некий выход – прийти и сказать: «Я не справляюсь с этим ребенком, я переоценила свои силы».  Отталкиваясь от своего опыта, скажу, что зачастую это связано с неправильными ожиданиями. Потому начало
обучения и посвящено работе с мотивацией, когда кандидатам в приемные родители помогают понять, зачем им, собственно, это нужно. Родители должны понимать, что реальность может кардинально отличаться от их ожиданий. Воспитывать приемного ребенка – это испытание для каждой даже самой подготовленной семьи.

Занятия в школе — это возможность разобраться в собственной мотивации и еще раз подумать и принять взвешенное решение. Многие родители, которые взяли детей до того, как обучение стало обязательным, признаются, что школа помогла бы им избежать многих ошибок и трудностей.

Обучение посвящено нескольким темам. Если родители определились с мотивацией, то им необходимо узнать о возрастной психологии детей, понять, что собой представляет ребенок в разном возрасте, каковы его потребности и какие навыки помогут в его воспитании. Важнейшей темой можно считать адаптацию ребенка в семье. Здесь же обычно разбирают такие щекотливые вопросы, как отношения ребенка с родной матерью, которая в силу каких-то причин не может воспитывать ребенка, но хочет с ним общаться.

Занятия построены таким образом, что лекционного теоретического материала не так много. Большую часть занимают тренинги, на которых мы прорабатываем реальные ситуации, чтобы сформировать необходимые навыки у приемных родителей. Кроме того, кандидаты выполняют домашние задания, самостоятельно изучают установленный список литературы. Без ответственного отношения к самостоятельному обучению не стоит рассчитывать на успешное прохождение утвержденной программы подготовки.

В конце  ноября у очередной группы кандидатов в замещающие родители состоялся экзамен, который из 15 кандидатов успешно сдали 12.

Напоминаем, что обособленное подразделение оказывает психолого-педагогическую помощь замещающим семьям района. Обратиться к специалистам можно по адресу: г. Темрюк, ул. Р. Люксембург, 63. Телефон для справок: 5-36-12.