Христиченко Афанасий Илларионович.

 

Нина Изотовна с дочерью на братском  кладбище в п.Вайнеде (Латвия), 1985 год. Фото предоставила Н.М. Алексеева.

Слова из песни «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз» напрямую относятся к моей семье. С мужем-офицером приходилось часто переезжать, жить в военных гарнизонах от Прибалтики до Сахалина. Последнее место проживания в качестве семьи военного был поселок Вайнеде в Латвии. Оттуда по окончанию службы мужа в 1978 году переехали на постоянное жительство в ст. Старотитаровскую, где вновь продолжилась моя педагогическая деятельность. Однажды ко мне пришла пожилая незнакомая женщина с письмом в руках. Прошло много лет, но судьба ее продолжает волновать, заставляя снова и снова вспоминать…

В 1929 году Нина Изотовна Христиченко трудилась в сельскохозяйственной артели ст. Старотитаровской, а через год они с мужем одними из первых вступили в колхоз имени Ильича. Дружная была семья, работящая. 25 лет работала Нина Изотовна звеньевой, ее бригада выращивала неполивной хлопок. Сама она всегда выполняла по полторы-две нормы, за что была награждена знаком «Отличник социалистического соревнования хлопководства». Муж Афанасий Илларионович работал строителем, был мастером своего дела, уважаемым человеком в колхозе. Подрастали дети – две дочки и маленький сынишка. Жить бы да радоваться, но грянула война.

В 1942 году ушел на фронт глава семейства, и все заботы легли на плечи Нины Изотовны. А было их немало. После смерти родителей остались у нее на руках четверо малолетних братьев и сестер, младшей из которых было четыре года. В оккупацию в доме поселились румыны, норовившие отнять последний кусок у голодных ребятишек. Все вынесла самоотверженная, мужественная женщина, смогла уберечь всех семерых ребят от голода и болезней.

После оккупации вернулась Нина Изотовна к привычному труду: выращивала хлопок, работала птичницей. И все надеялась, что закончится война, вернется любимый муж, обнимет детишек, и снова войдет жизнь в свою колею.

В это время он воевал в составе 6-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, был санитаром. Оказывал первую помощь раненым на поле боя, выносил их из-под обстрела. Десятки жизней спас отважный боец. Только 28 августа 1943 года он вынес во время боя 17 солдат, за что приказом командования был награжден медалью «За отвагу» (наградной лист с приказом нашли в интернете его внуки). С осени 1944 года он участвовал в боях в западной части Латвии, где враг оказался прижатым к Балтийскому морю в «Курляндском котле». Немцы ожесточенно сопротивлялись, посылая все новые подкрепления со стороны моря. Тяжелейшие бои продолжались семь месяцев. Десятки тысяч погибших остались навечно в земле Латвии. Всего два месяца не дожил до победы и наш земляк. Старотитаровский казак Афанасий Илларионович Христиченко пал смертью храбрых на поле боя 10 марта 1945 года.

36 лет искала Нина Изотовна могилу дорогого мужа. Из Всесоюзного розыска, из Литвы приходили неутешительные ответы. Выросли дети, появились внуки. Они-то и продолжили поиск. Внучка Лариса Пушкарь, в то время ученица 8 класса школы № 18, послала запрос в Латвийскую ССР.

И вот долгожданный ответ: красные следопыты вайнедской школы №1 сообщили, что ее дедушка похоронен в поселке Вайнеде Лиепайского района на Братском кладбище. Они пригласили родственников погибшего героя на торжества, посвященные Дню Победы.

Это письмо и принесла мне прочесть Нина Изотовна, узнав из него, что я жила в Вайнеде и преподавала русский язык в той самой средней школе №1. Педагогический коллектив вел тогда большую работу по патриотическому воспитанию ребят: действовали клубы «Поиск» и Клуб интернациональной дружбы, которые вели переписку со многими школами страны и родственниками погибших за свободу Латвии. Часто я с ребятами ходила в походы по местам боев. За школой сразу начинался лес, весь изрытый окопами. Заросшие травой воронки от бомб, обвалившиеся блиндажи и землянки без слов рассказывали детям о жестоких боях. Набрав охапки полевых цветов, мы шли возлагать их на Братское кладбище. В поселке с пятью тысячами населения на воинском кладбище покоятся 6416 советских воинов. Имена 6010 начертаны на мраморных досках, остальные неизвестны…

 После Дня Победы 1982 года я вновь встретилась с Ниной Изотовной. «Сама я не смогла поехать, – ноги сильно болят, – рассказала она, – но как будто побывала там. Землю мне с могилы привезли». В п. Вайнеде ездили дочери и трое внуков. Они рассказали, как хорошо встретили их в Латвии, как волнующе прошел митинг на Братском кладбище, как проникновенно говорили русские и латыши о воинах, спасших их землю от фашизма. Довелось побывать кубанцам и в школе, где их радушно встретили учителя и директор П. Чачка. Казалось бы, теперь можно поставить точку в этой завершившейся трогательной истории. Но не успокоилась Нина Изотовна – память сердца не отпускала. Снился ей дорогой сердцу человек. Несмотря на хвори, отправилась 75-летняя женщина в сопровождении дочери Людмилы Афанасьевны в далекий путь, чтобы припасть к могиле любимого мужа. Было это в 1985 году…

 Христиченко Нина Изотовна – великая Труженица и Мать, умерла в 1995 году, оставив о себе самую светлую память в сердцах родных и всех, кто ее знал.

 Нина Алексеева, ветеран педагогического труда,

 ст. Старотитаровская – ст. Марьянская, 2019 год