Интервью заместителя главы муниципального образования Темрюкский район Лилианы Криворучко.

 

 

Заместитель главы района Лилиана Криворучко (первая слева) на подведении итогов конкурса «Таманская мозаика» с представителями Леонтьевского центра, победителями конкурса и специалистами администрации района. Фото Нелли Тютюник, «Тамань».

 

– Лилиана Витальевна, по итогам 2018 года Темрюкский район занимает второе место в крае по объему инвестиций и десятое место – по темпам роста экономических показателей. Расходы консолидированного бюджета составили 3,5 млрд. рублей, увеличились более чем на 414 млн. рублей. Как удалось достичь такого уровня?

— Учитывалась комплексная оценка городских округов и муниципальных районов Краснодарского края по основным среднедушевым показателям социально-экономического состояния и перспективного развития в 2016-2021 годах. Темрюкский район занимает 4-е место, уступив лишь Краснодару, Новороссийску и Туапсинскому району. Структура экономики района представлена разными отраслями: строительство – 35,2%; промышленность – 31,4%; транспортный комплекс – 22,7 %; потребительская сфера – 8,4%; сельское хозяйство – 2,2 %; курорты и туризм – 0,1%.

Рост общего объема расходов консолидированного бюджета района, в первую очередь, обеспечен за счет модернизации собственных доходов, а также увеличения объема субвенций из краевого бюджета на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий.

К уровню 2017 года достигнут рост доходов консолидированного бюджета района – 107,1%, в том числе налоговых и неналоговых доходов – 103,1%, что и обеспечило дополнительные поступления. Увеличились безвозмездные поступления из федерального и краевого бюджета в виде дотации и субсидий.

Поступление дополнительных доходов обеспечено за счет роста отдельных экономических показателей и проведения администрациями района и поселений мероприятий по наполняемости доходной части бюджета.

 

– Какова социальная составляющая бюджета? Сколько средств направлено на ремонты школ, детских садов, учреждений культуры, здравоохранения и строительство новых объектов?

— В отчетном году бюджет сохранил социальную направленность. Финансирование отраслей социально-культурной сферы составило более двух млрд. рублей или 81,7 % от общих расходов бюджета.

На капитальный и текущий ремонт, строительство и материально-техническое обеспечение социально значимых объектов направлено более 288 млн. рублей, в том числе на ремонты школ – 57 млн. рублей, детских садов – 40,6 млн. рублей.

Большое внимание уделяется вопросам здравоохранения. На строительство офисов врачей общей практики в поселках Приморский и Таманский, а также на ремонт и материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения направлено 47,7 млн. рублей. Более 30 млн. рублей израсходовано на капитальный ремонт районного Дома культуры, детских школ искусств района.

 

– Какие меры предпринимаются по повышению доходов и оптимизации расходов?

— Работу по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины ведет Чрезвычайная комиссия администрации муниципального образования Темрюкский район (далее – Комиссии). Комиссия контролирует исполнение доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края, недопущение снижения уровня поступлений доходов в консолидированный бюджет района по муниципальному образованию Темрюкский район, оперативное решение задач по повышению эффективности использования экономического потенциала Темрюкского района, снижения недоимки во все уровни бюджета.

По итогам работы в 2018 году проведено 400 заседаний Комиссий района и поселений. Рассмотрены вопросы по 4607 хозяйствующим субъектам. По результатам работы чрезвычайных комиссий района и поселений в бюджет привлечен 671 млн. рублей или 80,2 % от рассмотренной суммы.

С мая 2018 года работает комиссия по легализации налоговой базы, что способствует увеличению поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет. В администрации проводится работа с хозяйствующими субъектами по вопросам несвоевременного перечисления НДФЛ и страховых взносов, выплаты заработной платы ниже размера прожиточного минимума или МРОТ и ниже среднеотраслевого уровня. Рассматриваются вопросы неоформления трудовых отношений с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

В 2018 году комиссией по легализации налоговой базы было рассмотрено 258 хозяйствующих субъектов, в добровольном порядке заключено 615 трудовых договоров, по оперативным данным, дополнительно в бюджет НДФЛ поступил в сумме 335,6 тыс. рублей.

В результате оптимизации расходов консолидированного бюджета Темрюкского района, в том числе за счет оптимизации штатных расписаний, экономии при закупках, эффективного использования имущества, экономии энергоресурсов, а также расширения внебюджетной деятельности в 2018 году удалось дополнительно направить в отрасли социальной сферы 35,9 млн. рублей.

 

– Какая финансовая помощь оказывается поселениям района?

— В 2018 году в рамках выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений Темрюкского района четырем поселениям района направлено дотаций на сумму 36,2 млн. рублей, а также 64,5 млн. рублей – девяти поселениям района в рамках иных межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетов.

В 2019 году объем дотаций, иных межбюджетных трансфертов по состоянию на 1 мая текущего года предусмотрен в сумме 51,7 млн. рублей.

 

– В каких региональных и федеральных программах участвует муниципалитет, какую сумму планируется привлечь?

— Активное участие муниципалитета в краевых программах позволило на условиях софинансирования привлечь дополнительные краевые средства – 87 млн. рублей по восьми государственным программам Краснодарского края, в 3 раза больше, чем в 2017 году (в 2017 году – 28,7 млн. рублей).

В 2019 году планируется привлечь 83,6 млн. рублей по шести государственным программам Краснодарского края.

На реализацию семи государственных программ Краснодарского края, действующих на территориях городского и сельских поселений Темрюкского района, в 2018 году было освоено 318,6 млн. рублей из средств краевого и местного бюджетов, что в 1,8 раза больше, чем в 2017 году (в 2017 году – 182,4 млн. рублей).

 

– Приоритеты районного бюджета в 2019 году? Что планируется в социальной сфере?

— Бюджет 2019 года по-прежнему имеет социальную направленность.

В 2019 году предусмотрены средства на разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада на 230 мест в станице Курчанской и техническое присоединение его к газораспределительной сети в сумме 5,8 миллиона рублей. На капитальный и текущий ремонт в детских садах и школах запланировано 14 миллионов рублей, на завершение строительства здания амбулатории врача общей практики в поселке Таманском – более 5,3 млн.рублей. Продолжается программа поддержки детей-сирот: на приобретение тридцати квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджете предусмотрен 41 млн. рублей. Пяти молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, обозначены социальные выплаты на приобретения жилья в размере 4,1 млн. рублей. В бюджете заложены средства на развитие спорта: 6,5 млн. рублей выделяется на строительство скейт-парка и памп-трека для молодежи, 40,3 млн. рублей – на строительство водно-спортивной гребной базы.

В 2019 году для завершения реконструкции магистрального трубопровода предусмотрено финансирование в размере 146 млн. рублей, что позволит решить проблемы водоснабжения в Вышестеблиевском, Новотаманском, Таманском и Сенном сельских поселениях.

 

– В Темрюкском районе многоотраслевая экономика. На Тамани развиваются виноделие и виноградарство, три морских порта, курортная отрасль и другие. Специалисты Леонтьевского центра, занимающиеся разработкой стратегии развития Темрюкского района до 2030 года, отметили, что наш район – один из самых перспективных на Кубани и в России. Первые шаги стратегии?

— Если сегодня в районе хорошо развито виноделие и транспортная отрасль, то Стратегия позволит ответить на вопрос, в каком направлении развиваться в ближайшие годы, чтобы обеспечить устойчивый рост экономики района на долгосрочную перспективу. Немаловажно отметить, что Стратегия района будет интегрирована с краевой Стратегией до 2030 года.

В краевой Стратегии Темрюкский район справедливо получил красивое название – «Таманская мозаика» – за свою многогранность. Территория Тамани, как часто называют Темрюкский район, имеет огромный потенциал для развития курортно-рекреационной и портовой деятельности, сельского хозяйства, санаторно-курортной отрасли и потребительской сферы. Район обладает уникальным историко-культурным потенциалом.

Именно поэтому руководством района принято решение о высококачественной разработке основного документа (Стратегии), чтобы правильно определить направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития района в долгосрочной перспективе. Эффективно использовать имеющиеся на территории ресурсы для достижения поставленных целей и совершить качественный прорыв в развитии Темрюкского района.

В декабре 2018 года администрация муниципального образования Темрюкский район заключила контракт на разработку Стратегии социально-экономического развития Темрюкского района до 2030 года с Консорциумом Леонтьевский центр — AV Group. Леонтьевский центр также является разработчиком Стратегии СЭР Краснодарского края до 2030 года. Специалисты центра несколько раз посещали район на этапе подготовки краевого документа и знакомы с территорией. В процессе работы над проектом серьезно вникают в проблемы района. Главная цель – совместно оценить проблемы развития абсолютно во всех направлениях и сформулировать стратегические цели и задачи на ближайшее будущее до 2030 года.

Уже реализованы три этапа разработки Стратегии социально-экономического развития муниципалитета до 2030 года. Идет активная проработка флагманских муниципальных проектов в тесном взаимодействии с разработчиком, администрацией и бизнес-сообществом.

 

– Подведены итоги конкурса «Таманская мозаика». Расскажите подробнее о конкурсе и его участниках.

— Будущее района невозможно планировать без участия жителей. Конкурс «Таманская мозаика» и стал той площадкой, где выслушаны предложения жителей города, станиц, поселков. Поступила 31 заявка, среди участников – представители разных профессий и возраста. В мае подвели итоги конкурса. Специально приехали представители Леонтьевского центра. Они поблагодарили всех участников за активную жизненную позицию, неравнодушие, желание сделать свой родной район более комфортным и привлекательным для жизни. Участники наиболее ярких проектов презентовали свои работы. По итогам номинации «Темрюк-2030» первое место занял Александр Миронов с проектом «Из отходов в доходы. Анализ мирового опыта переработки отходов и вторичного сырья». В своей работе он предложил реализовать бизнес-проект по переработке бытового мусора. На втором месте проект «Темрюкское осетровое хозяйство» Любови Мидюшко. В творческой части конкурса «Мой родной Темрюкский район» музыкальную визитку представил Олег Андреев из станицы Тамань, занял первое место. Он исполнил песню «Ты просто Тамань», является автором музыки, текст написала его мама. Красивая мелодия, проникновенные слова о нашей любимой Тамани. На втором месте – буклет «Посмотри, мой юный друг, как прекрасен наш Темрюк» – совместный проект учеников школы во главе с преподавателем школы № 21 Ниной Николаевной Кобзарь. За лучший слоган о Темрюкском районе третье место заняла педагог дополнительного образования Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Лидия Борисовна Багринцева. Отмечен лучший рисунок ученицы школы №3 Алены Титовой и лучший слоган ученика школы №20 Артема Осадчего. Победители и участники конкурса награждены памятными подарками и сертификатами. Конкурс еще раз показал, что в Темрюкском районе много талантливых, творческих людей.

– Чем больше поступлений в бюджет, тем больше возможностей для развития района, решения социально значимых проблем. Какова роль Стратегии в этом вопросе?

— Основные параметры управления социально-экономическими процессами в муниципальных образованиях определяет ФЗ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В законе предусмотрена самостоятельность муниципалитетов в формировании программ и планов социально-экономического развития и местных бюджетов, возможность осуществления муниципальных заимствований и межмуниципального сотрудничества, закрепление собственной доходной базы муниципальных образований в виде местных налогов и доли регулируемых налогов.

Главный источник дохода муниципального образования Темрюкский район – налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, единый сельскохозяйственный налог. Следовательно, наполнение бюджета муниципалитета напрямую зависит от количества действующих предприятий, роста активности предпринимательской деятельности, роста количества рабочих мест и благосостояния жителей.

Необходим, прежде всего, такой тип управления муниципальным образованием, который способствовал бы росту его экономического потенциала.

На сегодняшний день наиболее действенным инструментом развития экономики является привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, создание современных производств как промышленных, так и в сфере АПК.

Механизм поддержки инвестиционной активности в муниципалитете включает использование всех инструментов поддержки предпринимательской сферы с целью создания благоприятной среды для развития экономики. Это развитие и содержание в надлежащем состоянии инфраструктуры, информационная поддержка, долевое финансирование, уплата процентов за кредит, налоговые льготы, устранение бюрократических барьеров для вхождения в бизнес и др.

Стратегия развития призвана дать ориентиры для бизнеса, позволяющие сделать вывод о тех направлениях развития, которые будут иметь поддержку со стороны местного сообщества. В стратегии должны найти отражение те факторы, которые наиболее значимы при принятии решений о размещении инвестиций: наличие эффективных инвестиционных проектов, уровень развития инфраструктуры (производственной, рыночной, социальной), трудовые ресурсы и их квалификация, финансовый климат.

Создание и реализация Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Темрюкский район до 2030 года призвано решить масштабную задачу – достичь качественного изменения жизни населения, качественного изменения района, включая экономику и социальную сферу.