Отчет  председателя  Совета  муниципального  образования  Темрюкский  район Александра Шерстнева

о  работе  Совета  муниципального  образования Темрюкский  район  IV  созыва

Завершается IV созыв Совета муниципального образования Темрюкский район, и сегодня мы подводим итоги работы депутатского корпуса за пять лет. В своей деятельности мы всегда стремились сделать все возможное, чтобы оправдать доверие наших избирателей, чтобы в каждой таманской семье были достаток, благополучие, чтобы успешно развивался Темрюкский район. И в том, что в вопросах социально-экономического развития основных отраслей района складывается положительная динамика, есть доля нашего труда.

Сегодня в Совете работают 32 депутата. Четверо досрочно сложили полномочия: один в связи с избранием депутатом ЗСК в 2007 году, два – с избранием депутатами поселенческого уровня в октябре 2009 года, один избран главой сельского поселения.

За отчетный период депутатским корпусом проведено 96 сессионных заседаний, принято 1237 решений.

Депутатами постоянно проводились встречи с избирателями. Советом рассмотрено 1746 письменных обращений.

Вся работа Совета строилась во взаимодействии с администрацией района, с главами и председателями Советов городского и сельских поселений. Это позволяло решать вопросы, с которыми жители округа обращались к депутатам.

Сегодня было бы неправильным умолчать о той ситуации, которая сложилась во власти района за эти годы. Были проблемы и очень серьезные.

Депутатский корпус IV созыва работает с шестым главой района, меняющимся составом замов, специалистов администрации.

Кризис во власти, нестабильность в работе, отсутствие преемственности – никогда и нигде не приносили хороших результатов. Надо было время. И мы надеемся, что оно пришло, что с нынешним избранным главой район вошел в пору стабильности и будет использован весь его потенциал. Андрей Павлович Нечушкин участвует в работе сессий Совета депутатов. Мы постоянно советуемся при принятии всех важных решений. Депутаты района за деловое сотрудничество представительной и исполнительной власти.

В течение двух лет большую помощь в решении вопросов местного значения оказывают депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края Ирина Дмитриевна Конограева и Николай Петрович Кравченко.

Совет муниципального образования Темрюкский район тесно взаимодействует со всеми комитетами ЗСК. На территории района проводилось несколько выездных заседаний комитетов, «круглых столов», практических семинаров.

 

Местное самоуправление

Нам пришлось работать в очень интересное время. Время реализации реформы местного самоуправления. Поэтому важное место в нормотворческой деятельности депутатов занимали вопросы, направленные на реализацию Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Краснодарского края от 29 ноября 2005 года № 950-КЗ «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период». С завершением переходного периода с 1 января 2009 года муниципальные образования приступили в полном объеме к реализации вопросов местного значения.

Решениями сессий Совета были внесены изменениям и дополнения в Устав муниципального образования Темрюкский район, а затем устав принят в новой редакции (76-я сессия Совета от 10 декабря 2008 года), были утверждены границы населенных пунктов сельских округов, генеральные планы населенных пунктов городского и сельских поселений, приступили к утверждению генеральных планов сельских поселений района (94-я сессия Совета от 20 ноября 2009 года – Старотитаровское сельское поселение).

Депутаты утвердили Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования Темрюкский район, Положение о бюджетном процессе, Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Темрюкский район.

Рассматривались вопросы о передаче муниципальной собственности в связи с разграничением полномочий. В 2009 году были приняты от поселений следующие полномочия:

– по комплектованию библиотечных фондов;

– по разработке и утверждению генеральных планов поселений;

– по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Всего за пять лет в целях реализации законодательства о местном самоуправлении принято  309 правовых актов.

 

Территориальное общественное самоуправление

В реформе местного самоуправления участвуют органы территориального общественного самоуправления (ТОС). Сейчас трудно уже представить жизнь наших населенных пунктов без  них. Их работа приносит положительные результаты. ТОСы сегодня стали одной из значимых сил, преобразующих не только внешний вид станиц, населенных пунктов, но и передовым отрядом, который объединяет жителей поселений и нацеливает их на решение насущных проблем. В районе создано и действует 68 органов территориального общественного самоуправления. Больше всего их в Старотитаровском сельском поселении – 13 и Темрюкском городском поселении – 10.

В большинстве из них работают ответственные, исполнительные, авторитетные люди. Не случайно органы ТОС сегодня называют кадровым резервом, на который может и должна рассчитывать представительная и исполнительная власть в районе и поселениях. По результатам выборов в октябре 2009 года два руководителя стали депутатами Советов Темрюкского городского и Таманского сельского поселений. Начало положено, слово за другими.

Закон наделил ТОСы широкими полномочиями. Они вправе не только представлять интересы населения, обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях граждан, но и вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.

Уже два года на сессиях Совета мы подводим итоги конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления». Победителем в 2007 году стал орган ТОС Старотитаровского сельского поселения (руководитель – Горбенко Вера Тимофеевна), в 2008 году орган ТОС № 10 Темрюкского городского поселения (руководитель – Сугак Олег Владимирович).

В муниципальном образовании накоплен опыт работы ТОСов, мы рассказываем о нем коллегам. Положительную оценку район получил при  проведении «круглого стола» комитетом по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Законодательного Собрания Краснодарского края «Повышение эффективности деятельности территориального общественного самоуправления в целях осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Органам территориального общественного самоуправления с участием депутатов всех уровней необходимо направить усилия на работу по поддержке личных подсобных хозяйств, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, охране общественного порядка.

 

Финансово-экономический блок

Важное значение в деятельности депутатов Совета заняли финансово-экономические вопросы.

Районный бюджет является нашим основным финансовым документом. Поэтому депутаты уделяют самое пристальное внимание вопросам его наполняемости и эффективности исполнения. Стало хорошей традицией бюджетные вопросы рассматривать в самом начале сессий.

За отчетный период обсуждены финансовые вопросы:

– об исполнении бюджета муниципального образования Темрюкский район  (ежегодно);

– вносились изменения и дополнения в бюджеты всех лет;

– о выполнении индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования Темрюкский район за 2008 год;

– о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

– об основных направлениях стратегии социально-экономического развития муниципального образования Темрюкский район до 2020 года.

В 2009 году Советом назначались и проводились публичные слушания по отчету об исполнении бюджета за 2008 год, по проекту бюджета на 2010 год.

2009 год из-за кризисных явлений был сложным. Но район справился с экономическими и бюджетными показателями.

За 12 месяцев 2009 года в консолидированный бюджет края поступило налоговых и неналоговых доходов 2 миллиарда 056 миллионов 963 тысячи рублей, что на 25,6 миллиона рублей больше, чем в 2008 году.

Годовое бюджетное назначение исполнено на 101,5%. Темп роста к 2008 году составил 101,3%.

При уточненном годовом плане районного бюджета по доходам в сумме 451,4 миллиона рублей, фактическое поступление за 2009 год составило 453,7 миллиона рублей, или 100,5%. Темп роста к соответствующему периоду 2008 года равен 105,2%. За период с 2006 года собственные доходы районного бюджета увеличились в 2 раза.

На 95-й сессии Совета 18 декабря 2009 года депутаты утвердили бюджет 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов. Он всем нам: и администрации, и депутатам давался нелегко. Приняли его без дефицита, но по отдельным статьям расходов, в том числе по целевым программам, пришлось сократиться. Надо жить по средствам, будут дополнительные доходы – всегда сумеем эффективно их использовать.

В целях реализации полномочий Совета муниципального образования Темрюкский район по осуществлению финансового контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом с марта 2007 года в Совете работает Ревизионная комиссия. В соответствии с ее планом в 2009 году была проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования Темрюкский район за 2008 год, проверка использования средств районного бюджета на продукты питания в дошкольных учреждениях, проверка полноты поступлений доходов в бюджет  муниципального образования Темрюкский район от реализации земельных участков и муниципального имущества в 2008 году, подготовлено заключение на проект решения Совета «О бюджете муниципального образования Темрюкский район на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

С каждым годом Ревизионная комиссия работает эффективнее, увеличивает количество и качество проверок.

Вместе с тем имеются определенные сложности с подбором квалифицированных кадров для привлечения их к финансовым проверкам, отсутствие необходимых средств в бюджете, не было тесного взаимодействия  и координации совместной деятельности с управлением финансового контроля, администрации муниципального образования Темрюкский район по причине частой смены кадров в управлении.

 

Контроль за решениями

Важной составляющей в работе Совета является контроль за исполнением принятых решений. В течение созыва на сессиях Совета, заседаниях постоянных комиссий в качестве контроля за исполнением решений слушались отчеты администрации муниципального образования Темрюкский район о работе по различным направлениям. Только в 2009 году было заслушано 15 отчетов.

Примеры некоторых:

• «Об отчете администрации муниципального образования Темрюкский район о ходе подготовки к курортному сезону 2009 года» (85-я сессия от 29 мая 2009 года);

• «О ходе выполнения плана антикризисных мероприятий муниципального образования Темрюкский район на 2008-2009 годы» (85-я сессия от 29 мая 2009 года);

• «О ходе реализации муниципальной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки на территории муниципального образования Темрюкский район на 2009-2011 годы» (86-я сессия от 25 июня 2009 года);

• «Об отчете администрации муниципального образования Темрюкский район по подготовке коммунальных служб района к отопительному сезону 2009-2011 годов» (91-я сессия от 25 сентября 2009 года).

Контроль исполнения решений Совета по ряду вопросов показал о недостаточной работе исполнительной власти района.

К примеру, вопрос  «О ходе реализации мероприятий краевой целевой программы «Пастбища для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края на 2008-2012 годы» на территории муниципального образования Темрюкский район в 2009 году». На контроле депутатов находился вопрос использования сельскохозяйственной техники, переданной ЗСК сельским поселениям района для решения вопросов местного значения. Большое внимание депутаты уделяют подготовке проектов решений в стадии их предварительного рассмотрения на заседаниях постоянных комиссий, вносят поправки и предложения.

Программы

Все эти годы наиболее эффективным способом решения социально-экономических задач, стоящих перед властями, было участие в краевых и принятие районных целевых программ.

Анализ участия в краевых программах показал, что район участвовал меньше, чем в половине из 68 утвержденных в крае программах.

На софинансировании с краевыми принимались районные программы. За отчетный период на реализацию целевых районных программ израсходовано более 210 миллионов рублей.

Хочу напомнить, что в соответствии с Бюджетным кодексом с 2009 года полномочия по утверждению программ переданы исполнительной власти.

Но депутатский корпус держит этот вопрос на контроле и периодически заслушивает отчеты администрации о реализации целевых программ.

По решению Законодательного Собрания Краснодарского края муниципальному образованию Темрюкский район выделялись субсидии для решения социально-значимых вопросов в 2008 году – 45,3 млн. рублей, а в 2009 году – 16,4 млн. рублей.

По объектам образования (2009 год):

• текущий и капитальный ремонт МДОУ № 2, 8, 15, 23;

• ремонт столовой МОУ СОШ № 12;

• ремонт здания МОУ СОШ № 15.

По объектам здравоохранения (2009 год):

• на завершение строительных работ гинекологического корпуса ЦРБ;

• на ремонт участковой больницы в ст. Старотитаровской;

• замена оконных блоков в ФАПе х. Белый.