В адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе поступает большое количество жалоб потребителей по поводу оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, либо отсутствия предоставления услуг в соответствии с договором.
К примеру, жильцы многоквартирного дома обратились с заявлением по поводу непредоставления перерасчета оплаты за услуги теплоснабжения ненадлежащего качества РМУП «Тепловые сети». При рассмотрении данного обращения специалистами отдела установлено, что согласно имеющейся документации РМУП «Тепловые сети» и журналов ведения учета котельная, снабжающая дом теплом, работала в нормативном режиме, в журнале учета диспетчеров предприятия нет записи обращений указанных потребителей. Таким образом, специалистам отдела установить факт непредоставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества очень сложно без помощи самих потребителей, у которых на руках отсутствуют подтверждающие данный факт документы и минимальные знания законодательства в сфере коммунальных услуг. В связи с этим потребителям необходимо знать порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, предусмотренный главой 8 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307 по пунктам:
«64. В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба).
65. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
66. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
67. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем)».
В соответствии с п.68 при возникновении спорной ситуации относительно качества оказания услуг проводится повторная оценка качества услуг с приглашением представителя жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей. По результатам данной проверки также составляется акт.
Для правильного решения вопроса о предоставлении перерасчета оплаты за некачественное оказание услуг и предъявления иных, предусмотренных законом, претензий к поставщику услуг в акте должны быть дата и время начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, конкретные нарушения параметров качества услуги.
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В случае, когда потребителю в результате некачественно оказанной услуги нанесен ущерб жизни, здоровью и (или) имуществу, в акте фиксируется факт причинения такого ущерба. Такой документ должен быть составлен и подписан сторонами не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в диспетчерскую службу. Примером таких случаев является резкий скачок напряжения в электрической сети абонента, в результате которого выходят из строя бытовые электроприборы. Своевременное и правильное оформление данного факта позволяет потребителю в полном объеме воспользоваться правом на возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством. Моментом окончания предоставления услуг ненадлежащего качества является подписание акта об устранении недостатков, либо когда соответствующим прибором учета будет зафиксировано возобновление предоставления услуги надлежащего качества.
В силу положений ст.11 Гражданского кодекса РФ все претензии и требования имущественного характера (перерасчет платы, возмещение ущерба), предъявляемые потребителями, при неразрешении исполнителем услуг в добровольном порядке подлежат рассмотрению судебными инстанциями.
И. Тамарли,
ведущий специалист-эксперт ТОУ «Роспотребнадзора»
в Темрюкском районе.
