Для координации действий всех участников этого процесса в Темрюкском районе было организовано большое совещание, которое по поручению главы края провел первый вице-губернатор Джамбулат Хатуов. В работе совещания приняли участие заместитель губернатора Вениамин Кондратьев, руководитель департамента транспорта и связи Дмитрий Пугачев, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков, представители «Росморпорта» и федеральных структур, контролирующих морской бизнес, а также компаний-инвесторов.
– Развитие Таманского полуострова связано, прежде всего, с реализацией инвестиционных проектов, в том числе в портовой сфере. Наша главная задача сегодня – синхронизировать планы по развитию железнодорожной инфраструктуры, строительства автомобильных дорог и морских объектов в рамках утвержденной губернатором Кубани программы комплексного развития ведущих отраслей Краснодарского края на ближайшие пять лет, – заявил на совещании Джамбулат Хатуов.
– На территории Темрюкского района расположены три морских порта. Думаю, что не только в Краснодарском крае, но и в России в целом нет муниципальных образований, располагающих подобными преимуществами в развитии транспортной инфраструктуры и резервами пополнения бюджета муниципалитета и региона. Но пока доходы от портов составляют лишь 7 процентов от доходов района. В кубанской казне их доля еще меньше. Такое положение дел не может нас устраивать, – подчеркнул первый вице-губернатор.
В ближайшие годы на территории Темрюкского района должен появиться мощный транспортный узел, который по объемам перевалки грузов приблизится к Новороссийску. Строительство порта Тамань в районе мыса Железный рог началось еще в 2004 году, после того как была разработана генеральная схема его развития. Год назад порт Тамань был официально открыт. В настоящее время здесь реализуют свои проекты три главных инвестора: корпорация «Тольяттиазот», ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Пищевые ингредиенты» (представитель группы компаний «ЭФКО»). Наиболее успешно продвигаются проекты двух компаний. «Пищевые ингредиенты» ввели в эксплуатацию первую очередь комплекса по перевалке масложирового сырья и виноматериалов с проектным грузооборотом 500 тысяч тонн в год. В планах компании – строительство комплекса по перевалке зерновых грузов в объеме 8,6 миллиона тонн в год. «Таманьнефтегаз» завершает строительство первой очереди перегрузочного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов, нефти и нефтепродуктов грузооборотом до 10,5 миллиона тонн. Ввод его в эксплуатацию запланирован через несколько месяцев.
В ближайшие годы в порту Тамань также планируется построить несколько мощных современных комплексов по перевалке серы, угля и руды, а также зерна, удобрений и контейнеров. Это позволит не только разгрузить другие порты Кубани, но и переориентировать на Тамань российские внешнеторговые потоки, которые сейчас идут через порты Украины.
В случае успешной реализации этих планов общий объем перевалки во всех портах Темрюкского района к 2015 году может превысить 30 миллионов тонн год, а к 2020 году увеличится еще в два раза. Важное условие этого – развитие припортовой инфраструктуры, прежде всего железной дороги, дальних и ближних подходов к портам Тамани.
Для комплексного подхода к реализации проектов, строительства и эксплуатации общей инфраструктуры порта Тамань, администрация края предлагает создать управляющую компанию, которой были бы переданы все транспортные объекты – автомобильные дороги, железнодорожные подъездные пути. В состав учредителей данной управляющей компании должны войти все заинтересованные инвесторы.
Участники совещания обменялись мнениями и по другим вопросам, решение которых должно ускорить развитие порта. В частности, говорили об организации и оснащении пунктов пропуска, создании надежной системы электроснабжения, проблемах, связанных с оформлением инвесторами прав собственности на землю.
– Настало время активных совместных действий. Только слаженная, четко скоординированная работа всех стивидорных и судоходных компаний, краевых департаментов и государственных структур позволит не только сохранить стабильность в морском транспортном комплексе Краснодарского края, но и активно его развивать, – сказал, подводя итог рабочей встречи, Джамбулат Хатуов.
Первый вице-губернтор подчеркнул общегосударственную важность поставленной задачи. Мероприятия по комплексному развитию порта Тамань включены в федеральную программу «Развитие транспортной системы России» на 2010–2015 годы.
Эффективное использование уникального потенциала Таманского побережья также стало одной из тем встречи в Москве губернатора Кубани Александра Ткачева и министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина. Все это говорит о том, что добросовестные инвесторы могут рассчитывать на полную поддержку своих проектов как со стороны региона, так и федерального центра.
«Кубанские новости»,
16 марта 2010 года.