Наш  корреспондент  побывала  в  Керчи

Многие жители Темрюкского района помнят, как в 80-е годы ездили в Керчь за колбасой, сливочным маслом, шоколадными конфетами и одеждой. На Керченский рынок с нашей стороны пролива возили продавать фрукты и овощи. Мужчины по выходным любили прогуляться по улицам города-героя и попить украинского пивка. В Керчь ходили паромы и катера не только из порта Кавказ, но и г. Темрюка и ст. Тамань.

Времена изменились, и нас разделила граница. Теперь колбасы в магазинах – завались. Как живет Керчь, хочется знать по-прежнему. По обе стороны пролива у многих остались друзья и родственники, и чувства остаются теплыми и братскими. Недавно мы побывали в Незалежней Украине.

Поводом для заграничной поездки стала международная встреча по футболу в честь освобождения города-героя Керчи от фашистских захватчиков. С футбольной командой ст. Тамань, защищавшей честь России в этом матче, мы отправились в соседнее государство. После трехчасового оформления документов и прохождения таможенного и пограничного контроля времена без границ между Россией и Украиной вспоминаешь, как безграничное счастье. «Это еще быстро, –успокаивали нас в очереди. – Летом здесь люди сутками стоят, комаров кормят». Каким-либо известным всем способом ускорить процесс прохождения через границу бесполезно, об этом сразу предупреждает надпись: «Внимание, пограничные формальности оплате не подлежат». В общем, три часа в очереди, 20 минут переправы через пролив на пароме – и мы на Украине.

Представители дружеского государства встретили нас действительно по-дружески. Прохождение границы заняло полчаса, и мы отправились посмотреть город. Керчь поразила своей чистотой. Почти пять лет у них существует сортировка мусора – для пластиковых бутылок стоит отдельный контейнер. В городе множество парков. По набережной прогуливаются керчане, кто-то на пирсах, выходящих в пролив, ловит бычков, кто-то развлекает детишек на аттракционах. На меня удивленно посмотрели, когда я поинтересовалась, сколько у них стоит проезд к морю. Оказалось, что в Керчи не представляют, как это можно перегородить веревочкой или шлагбаумом проезд к морю. Как мне рассказали, в Керчи вообще принято так: чтобы заниматься бизнесом, надо сделать что-то для города. Недавно один бизнесмен построил сначала для города церковь, а потом для себя магазин. В городе много исторических достопримечательностей, памятников, археологический музей, драматический театр и стадион на 15800 мест, где нас ждали футбольные фанаты. С приветственными словами перед футболистами и болельщиками выступили глава Таманского сельского поселения Михаил Басловяк и начальник Керченского отделения Международной Академии казачества Николай Куринной. Международная встреча завершилась со счетом 3:2 в пользу керченской команды. Но, как отметили игроки, главное – не победа, а дружба между жителями Тамани и Керчи, которая продолжается несмотря на границы между государствами.

Чтобы сократить путь из России в Украину, на самых высоких уровнях власти давно говорят о строительстве моста через Керченский пролив. В порту Керчь 28 апреля 2001 г. даже установлен памятный знак о намерении разработать и реализовать проект многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив. Предположительно, по проекту длина моста –4,5 км, ширина – 22 м, высота над уровнем моря – 50 м, пассажиропоток – 10 млн. в год, у краев моста – пешеходные тротуары и две полосы по 7,5 м шириной каждая для движения транспорта, в центре, между автомобильными полосами – одна или две железнодорожные колеи. Время строительства – около двух лет. Если возводить конструкцию одновременно с двух сторон, то можно управиться за 14–16 месяцев. Идея сближения двух государств вновь стала актуальной, когда в марте Янукович предложил Медведеву построить мост между Крымом и Таманью. В середине мая, когда Дмитрий Медведев должен приехать на Украину с официальным визитом, президенты двух стран решат этот вопрос окончательно.

Елена ИГНАТЕНКО.

Темрюк–Керчь–Темрюк.