Кубань – хлебный край. Добрые руки мельника сохраняли  в муке ее самые лучшие качества. Тогда и хлеб получался пышным, ароматным.

Когда­то в России в каждом селе стояла мельница и крупорушка. Сюда привозили зерно, перемалывали его на муку или обдирали на крупу. Как рассказывает заведующая отделом научной пропаганды Темрюкского историко­археологического музея Людмила Швецова, много мельниц было и на Кубани. До революции 1918 года только в Темрюке стояло несколько частных ветряных мельниц. Обычно их ставили на открытом месте на юру (возвышенности), а уж ветер сделает свое дело. Мельников называли мирошниками. В годы Гражданской войны мельницы в городе были разрушены. К сожалению, не сохранилось ни снимков, ни строений.

Ветряную мельницу, вернее, ее имитацию мы можем увидеть в этнокультурном комплексе «Атамань».  Начальник экскурсионно­методического отдела ГУ КК «Атамань» Вера Васильевна Стройнова отмечает, что мельница – одно из любимых мест экскурсантов «Атамани». Рядом расположены складские помещения. Подворье же мельника всегда находится в другом месте, так как мельница по народному поверью считалась ведьминым колесом.

До Великой Отечественной войны в ст. Старотитаровской была построена дизельная мельница  за Бакаем в районе рынка. Житель станицы, поэт Виктор Жорник вспоминает, как ездил на эту мельницу с отцом молоть кукурузу, ячмень. Он также рассказал, что в годы войны, когда отступали наши войска, ее взорвали, чтоб немцы не могли ей пользоваться. Это было летом 1942 года. Вместе с мальчишками с высокой шелковицы в огороде он наблюдал за облаком черного дыма после взрыва.

После войны нужно было все восстанавливать. Мельницы на Тамани не было. Решили построить новую в самой большой казачьей станице Старотитаровской. В то время в станице на перекрестке улиц Гоголя и Набережной стояло одноэтажное здание, предназначенное для дизельной электростанции.

Жительница станицы Клавдия Николаевна Мокропуло помнит, как в этом здании после войны установили дизели, которые обеспечивали электроэнергией школы и часть станицы. Потом энергооборудование перевезли в здание строительного участка. В освободившемся здании в 1955 году достроили второй этаж, установили оборудование. Мельница заработала. Перемалывать зерно сюда приезжали со всех станиц и поселков Тамани.

Житель станицы Старотитаровской Николай Иосифович Красницкий работал крупчатником на этой мельнице больше 13 лет. Он вспоминает, что мельница была единственной в то время на всем Таманском полуострове. Ближайшая находилась в хуторе Трудобеликовском.  Старотитаровская мельница снабжала мукой хлебозаводы в ст. Старотитаровской, ст. Тамань, г. Темрюке.

Зерно поступало из филиала «Заготзерно» из  зернохранилища п. Сенного. Николай Иосифович за годы работы хорошо изучил технологию переработки. Зерно перед обмолотом замачивали, чтобы оно набрало влаги. Тогда лучше отделялись оболочки зерна от ядра. Затем оно поступало в сепаратор, где проходило очистку. Очищенное зерно после сортировки поступало на помол. В час на мельнице перерабатывалась 1 тонна 200 килограммов зерна. При мельнице находилась лаборатория для определения качества зерна и муки. Привозили на помол зерно и местные жители, это так называемое давальческое зерно. На мельнице делали запасы и для армии – муку обойную 96% выхода после переработки. В течение 10 лет производили муку только второго сорта. Затем в 1965 году усовершенствовали механизмы и стали вырабатывать муку 1­го сорта. Мельница действовала до середины 70­х годов. Потом стала бесхозной. Как рассказывает Николай Иосифович, говорили, что были желающие купить это здание, восстановить его и построить рядом маслобойню. Мельница пока так и не ожила, стоит заброшенная, от механизмов ничего не осталось.

Разумеется, в нынешних условиях небольшими мельницами не обойтись. Сейчас строятся современные мощные электрические мельницы.

Возрождение небольших водяных или ветряных мельниц, без использования электрических жерновов все же необходимо. Казачки говорят, что мука получается особенная, и выпечка вкуснее.