Порой «скорую» вызываем без всякого повода, забывая, что эта служба предназначена для оказания экстренной медицинской помощи, когда состояние пациента находится на грани жизни и смерти. Разъяснение дает главный врач Темрюкской станции «Скорой медицинской помощи» Вадим Гажев.
– Вадим Иванович, в каких случаях следует вызвать «скорую», в каких – обратиться за помощью к участковому врачу?
– Поводы к вызову «скорой помощи» различаются по срочности и специфике. Например, если речь идет об острой патологии, внезапно возникшем заболевании, резком ухудшении состояния пациента, страдающего хроническим заболеванием, серьезной травме, нужно немедленно вызвать «скорую помощь». Пациенту с хроническим заболеванием вне обострения следует обращаться к участковому врачу. Дело в том, что специалисты «скорой помощи» не вправе назначать системное лечение и препараты, не могут выписывать рецепты и справки. «Скорая помощь» может оказать лишь разовую экстренную помощь, что не всегда идет на пользу. Ведь в основном при оказании экстренной помощи используются сильнодействующие препараты. При хронических заболеваниях важно постоянное наблюдение за пациентом, возможность оценить его состояние в динамике. Если нет показаний для стационарного лечения, за пациентом наблюдает участковый врач или специалисты районной поликлиники.
Кроме того, «скорая» не предназначена для доставки пациента с хроническими заболеваниями для запланированного осмотра участковым врачом или узким специалистом либо для сдачи контрольных анализов.
– Как действовать при легкой травме?
– Если нет угрозы жизни, следует обратиться самостоятельно в амбулаторию или больницу по месту жительства. Врач решит, есть ли необходимость оформления в стационар для дальнейшего лечения.
– В еженедельной сводке «скорая» ведет графу «безрезультатные вызовы», среди которых есть и необоснованные вызовы «скорой». Как с ними бороться?
– К сожалению, эти случаи бывают каждый день. Диспетчер направляет «скорую» по вызову, а когда бригада приезжает на место, люди отказываются от медицинской помощи. Часто бригады после выполнения вызова оставляют так называемый «актив в поликлинику», то есть вызывают к данному пациенту участкового или дежурного врача из районной поликлиники. Это можно сделать и самому, ведь бригада теряет время на обслуживание вызова в то время, когда бы могла помочь другому пациенту с серьезным случаем.
– Примут ли пациента в стационаре, если его доставили на собственном транспорте ?
–Если состояние пациента позволяет это сделать, то можно довезти его до больницы на собственном транспорте. В стационаре окажут необходимую помощь и при необходимости госпитализируют. Кроме того, на станции «Скорой помощи» круглосуточно дежурит старший врач смены, которому можно звонить по телефону 41003. Врач по указанному номеру может дать необходимые рекомендации, подскажет, как облегчить состояние пациента, стоит ли вызывать «скорую». Около 30 звонков ежедневно поступает по этому номеру.
Напоминаю, что консультации врача, оказание медицинской помощи бесплатные. Обращаюсь к жителям района: не стоит вызывать «скорую помощь» по любому поводу. Ктото вызывает «скорую» померить давление или сделать укол, а в это время другой человек нуждается в экстренной помощи. Обдумайте, какой вид медицинской помощи вам необходим.
По всем вопросам, касающимся работы «Скорой помощи», звоните по телефону 44369.
При вызове «скорой» сообщите:
• номер телефона, с которого звоните (на случай прерывания связи, уточнения информации);
• пол и возраст пациента;
• что и когда случилось;
• какие проявления заставили вызвать «скорую»;
• что предприняли;
• адрес, где находится пациент (в случае нахождения пациента на улице, необходимо указать четкие ориентиры, с какой стороны лучше подъехать, в многоквартирном доме – номер подъезда, этажа, кодового замка);
• фамилию вызывающего «скорую».