Всего две недели стоят холода. Но все ждут, когда же они закончатся. Кажется, что еще немного и все перемерзнем. Невольно задумываешься, а как же тогда, в 1943 году, под Сталинградом почти четыре месяца на морозе и ветру, в окопах, в снегу, под огнем противника героически дрались наши солдаты и офицеры, освобождая родную землю от фашистов. Минуло 69 лет с тех незабываемых дней Сталинградской битвы и разгрома фашистов. Отметил свое 90-летие Николай Самойлович Куличенко из п. Кучугуры. Но каждый день в его памяти проходят как наяву события тех лет.

 До Сталинградской битвы у Николая Самойловича были битвы за Минск и Ленинград. В самые первые часы начала войны 22 июня 1941 года он служил в авиационном полку. Их часть стояла на аэродроме под г. Минском. Ни один самолет не взлетел в небо, их на месте разбомбила фашистская авиация, а тех, кто пытался подняться, расстреливали в воздухе. Мало что осталось от его воинской части. После доукомплектования часть была переведена под Ленинград. 79-й штурмовой полк, получивший новые самолеты в Воронеже, прибыл под Ленинград, разместился в районе Малой Вишеры. Быстро подготовили летное поле, и как только прибыли штурмовики, готовили их к бою. По 5-6 вылетов делали летчики в день, выполняя боевые задания. Бомбили фашистов реактивными снарядами на бреющем полете, «черной смертью» сразу назвали фашисты эти самолеты.

Враг предпринимал невероятные усилия, чтобы покорить Ленинград. Николай Самойлович был одним из его защитников. Заканчивался 1942 год. Немецкие войска дошли до Владикавказа и Грозного, на Эльбрусе флаг фашистов. Враг рвется к Сталинграду. Утвержден план контрудара под Сталинградом. Вся страна ждет, когда же наша армия погонит фашистов, когда же придет долгожданная Победа?

Штурмовой авиаполк, в котором служил Николай Самойлович, прибыл на помощь защитникам Сталинграда в конце ноября 1942 года. Несмотря на сильные морозы, бортмеханники не переставали ремонтировать и готовить самолеты к боевым вылетам, к выполнению самых сложных задач. Железная дорога для снабжения армий, сражающихся под Сталинградом, боеприпасами и продовольствием, нужна, как воздух. Но немецкое командование стремилось всеми силами разрушать только что восстановленную железную дорогу. Перед штурмовым полком была поставлена задача найти и ликвидировать замаскированную базу, откуда появляются неуловимые немецкие части и разрушают все, что с таким трудом восстановлено за день. Задача была успешно выполнена. В одном из боев самолет, в котором был и Николай Самойлович, подбили немцы. Самолет загорелся. Командир приказывал «прыгай», но Николай Самойлович ответил: «Умирать, так с музыкой». При ударе самолета об землю его отбросило волной на 15-20 метров. Очнулся Николай Самойлович на седьмые сутки. От медсестры он узнал, что пригоревший к телу комбинезон снимали вместе с его шкурой. После госпиталя была Курская Дуга. Николай Самойлович – участник освобождения Варшавы, Лодзя, Берлина. В Берлине он сфотографировался у единственного «оставшегося в живых» самолета с надписью «За Сталинград» – один из тех, который остался от его штурмового полка.

Грудь Николая Самойловича украшают орден Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медали «За Оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За Освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За доблесть и отвагу», «60 лет Курской битвы», медаль «Георгия Жукова», «В память битвы за Ленинград», многие юбилейные медали. С неменьшей гордостью рассказывает Николай Самойлович и о трех Благодарностях Верховного Главнокомандующего.

После войны ветеран 27 лет проработал в органах МВД. С 1999 года живет в п. Кучугуры. В прошлом году Николай Самойлович по президентской программе улучшил свои жилищные условия – получил однокомнатную квартиру в п. Юбилейном.

А.Черепанова, председатель совета ветеранов п. Кучугуры