За гончарным кругом Олег Жеденов. Фото Елены Сиденко, «ТАМАНЬ»

Мы уже рассказывали на страницах газеты «Тамань» о керамическом цехе компании «Фанагория». Первое время в цехе производили только сосуды для знаменитого бальзама.  Сегодня творческая мастерская богата ассортиментом керамических изделий. Большой популярностью пользуется сувенирная продукция и кухонная утварь. Маэстро цеха, мастер-­гончар Олег Жеденов, как всегда, гостеприимно встретил нас и рассказал о всем разнообразии продукции, о работе цеха и немного о себе.

Олег Жеденов связал свою жизнь с «Фанагорией» со дня основания керамического цеха, который, собственно, и заработал, когда Олег Борисович пришел в компанию, где уже трудилась его супруга. Сегодня Валентина Николаевна – начальник керамического цеха. Сын Александр работает на обжиге и успешно обучается работе на гончарном круге. По словам Олега Жеденова, чтобы научиться гончарному делу, нужно работать не меньше четырех лет.

Олег Борисович всю жизнь занимался керамикой. Учился по книгам, у людей. Сейчас черпает информацию в Интернете.

«Образования специального у меня нет. Как говорят, самоучка. Отслужил на флоте. Закончил техникум приборостроения. Мой отец работал на химзаводе в Лабинске, технологом по керамике. Многому я научился на заводе, до сих пор остались тетради с записями. Во многом помогла жена. Она у меня тоже химик», – рассказывает Олег Жеденов.

В «Фанагорию» мастер пришел в 2000­-м году по приглашению ее руководителя, ныне главы района Ивана Василевского. Нужно было делать сосуды для бальзама, делали амфоры и для вина, но это были индивидуальные заказы.

Спрос на продукцию большой, как говорит мастер, люди тянутся к старине, да и ассортимент сегодня разнообразный, и на пальцах не перечесть всего, что делают в цехе, но количество производства маленькое. Ведь процесс очень трудоемкий. Изделия распространяются в фирменных магазинах предприятия в небольшом количестве.

Как говорит заместитель генерального директора по перспективным направлениям развития ОАО АПФ «Фанагория» Илья Жуков: «Цех керамики по-­прежнему остается необходимым для компании. Он входит в группу подразделений перспективных направлений развития. Несмотря на то, что снизился спрос на бальзам в керамических бутылках, объемы выпускаемой продукции сохранены. За последний год ассортимент увеличился более, чем в два раза. Розничная сеть «Фанагории» расширяется, а наличие керамической продукции является определенной фишкой фирменных магазинов компании. Более 50% выпускаемой в цехе продукции реализуется именно в розничных магазинах. Посуда, сувенирная продукция востребована покупателями».

В мастерской Олега Борисовича глаза разбегаются, вокруг столько интересных вещей – сосудов разной формы, размеров и цвета. Цвет глины зависит от окиси железа. Есть амфоры и кувшины, расписанные цветной глиной, орнаменты виноградной лозы, подсолнухов. А сколько кухонной утвари – горшки, тарелки, чашки для плова и фруктов, кувшины. В глиняной посуде можно хранить муку, лук и многое другое. Большой популярностью пользуются блюда для шашлыка и холодца, с горшочком  в середине, в который можно налить соус, горчицу и так далее. Не так давно в цехе стали делать курницы – приспособление для запекания курицы в духовке.

«Мы делали десятилитровые амфоры на заказ – для интерьера, для подворья в Атамани. Ассортимент действительно большой, но ничего нового мы  не создаем, все уже за нас придумали предки. Они пользовались и глиняными макитрами для теста, и горшками. Когда не было холодильников, молоко хранили в крыночке. Она пропитывалась жидкостью, которая испарялась, а молоко при этом охлаждалось и хранилось дольше. Вот посмотрите, это похмельник, – Олег Жеденов показывает на сосуд с носиком, как у чайника и ручками. На Руси хозяйки наливали в него рассол для мужей, которые проснутся с «больной» головой.

За годы работы в цехе добились высокого качества продукции. Каждая емкость заполняется водой – так проверяют изделия на брак. Если есть дефекты, то их при возможности исправляют или отправляют изделие на переработку.

Этим занимается отдельный работник. В цехе каждый занят своей работой. Литье форм, каждое изделие покрывают перед обжигом специальной глазурью, затем в печь. Трудятся расписчицы – у них работа творческая, как и у всех, ответственная.

Олег Борисович показал нам весь цех, для него гости – дело привычное. Экскурсии проводятся в основном летом для отдыхающих, бывают пресс-­туры для журналистов.

Отдыхающие в восторге от сувенирных магнитов, сосудов и тарелок. Покупают в подарок близким. Для себя – посуду.

У самого гончара дома нет глиняных изделий, за исключением двух солонок.

«Сапожник без сапог. Некогда делать для себя», – шутит Олег Жеденов.

В конце нашей встречи Олег Борисович сел за гончарный круг, чтобы сделать крынку. Но в итоге  получился горшок: «Изменилось, что было задумано, такое бывает. Иногда командует глина, а не гончар».

 

Когда поет гончарный круг,

И мастер глину разминает, –

Никто пока еще не знает,

Что выйдет из-­под этих рук/

 

На цыпочках, из­-за спины

Следим мы, затаив дыханье,

Глазами впитывая знанья

Миров знакомых и иных.

 

А позже, дома, в уголке

Мы повторим его движенья,

Стараясь до изнеможенья

Предать уверенность руке!

 

И свой слегка кривой горшок

Мы ставим рядышком на полку.

Быть может, в нем и мало толку,

Но «…получилось – хорошо!»

 

И можно маме показать,

И перед девушкой гордиться,

Что посчастливилось учиться

И тоже нечто изваять!

 

Но рядом с амфорой горшок,

Как говорят сейчас, «не катит»…

За славой гнаться, может, хватит?

Она – как горизонт, дружок!

 

Не деньги, слава и почет

Дороже нам всего на свете –

Старик Державин нас заметит,

Но в гроб, представьте, не сойдет!

 

О, что я вижу! Сам не свой:

Себя – среди имен великих!

Как будто листья повилики

Сплелись с могучею листвой…

 

Пройдут года, и борода

Вслед побелеет за висками,

Но будем мы – учениками

Для Мастеров своих всегда…

 

(Александр Вольнов)