За гончарным кругом Олег Жеденов. Фото Елены Сиденко, «ТАМАНЬ»
Мы уже рассказывали на страницах газеты «Тамань» о керамическом цехе компании «Фанагория». Первое время в цехе производили только сосуды для знаменитого бальзама. Сегодня творческая мастерская богата ассортиментом керамических изделий. Большой популярностью пользуется сувенирная продукция и кухонная утварь. Маэстро цеха, мастер-гончар Олег Жеденов, как всегда, гостеприимно встретил нас и рассказал о всем разнообразии продукции, о работе цеха и немного о себе.
Олег Жеденов связал свою жизнь с «Фанагорией» со дня основания керамического цеха, который, собственно, и заработал, когда Олег Борисович пришел в компанию, где уже трудилась его супруга. Сегодня Валентина Николаевна – начальник керамического цеха. Сын Александр работает на обжиге и успешно обучается работе на гончарном круге. По словам Олега Жеденова, чтобы научиться гончарному делу, нужно работать не меньше четырех лет.
Олег Борисович всю жизнь занимался керамикой. Учился по книгам, у людей. Сейчас черпает информацию в Интернете.
«Образования специального у меня нет. Как говорят, самоучка. Отслужил на флоте. Закончил техникум приборостроения. Мой отец работал на химзаводе в Лабинске, технологом по керамике. Многому я научился на заводе, до сих пор остались тетради с записями. Во многом помогла жена. Она у меня тоже химик», – рассказывает Олег Жеденов.
В «Фанагорию» мастер пришел в 2000-м году по приглашению ее руководителя, ныне главы района Ивана Василевского. Нужно было делать сосуды для бальзама, делали амфоры и для вина, но это были индивидуальные заказы.
Спрос на продукцию большой, как говорит мастер, люди тянутся к старине, да и ассортимент сегодня разнообразный, и на пальцах не перечесть всего, что делают в цехе, но количество производства маленькое. Ведь процесс очень трудоемкий. Изделия распространяются в фирменных магазинах предприятия в небольшом количестве.
Как говорит заместитель генерального директора по перспективным направлениям развития ОАО АПФ «Фанагория» Илья Жуков: «Цех керамики по-прежнему остается необходимым для компании. Он входит в группу подразделений перспективных направлений развития. Несмотря на то, что снизился спрос на бальзам в керамических бутылках, объемы выпускаемой продукции сохранены. За последний год ассортимент увеличился более, чем в два раза. Розничная сеть «Фанагории» расширяется, а наличие керамической продукции является определенной фишкой фирменных магазинов компании. Более 50% выпускаемой в цехе продукции реализуется именно в розничных магазинах. Посуда, сувенирная продукция востребована покупателями».
В мастерской Олега Борисовича глаза разбегаются, вокруг столько интересных вещей – сосудов разной формы, размеров и цвета. Цвет глины зависит от окиси железа. Есть амфоры и кувшины, расписанные цветной глиной, орнаменты виноградной лозы, подсолнухов. А сколько кухонной утвари – горшки, тарелки, чашки для плова и фруктов, кувшины. В глиняной посуде можно хранить муку, лук и многое другое. Большой популярностью пользуются блюда для шашлыка и холодца, с горшочком в середине, в который можно налить соус, горчицу и так далее. Не так давно в цехе стали делать курницы – приспособление для запекания курицы в духовке.
«Мы делали десятилитровые амфоры на заказ – для интерьера, для подворья в Атамани. Ассортимент действительно большой, но ничего нового мы не создаем, все уже за нас придумали предки. Они пользовались и глиняными макитрами для теста, и горшками. Когда не было холодильников, молоко хранили в крыночке. Она пропитывалась жидкостью, которая испарялась, а молоко при этом охлаждалось и хранилось дольше. Вот посмотрите, это похмельник, – Олег Жеденов показывает на сосуд с носиком, как у чайника и ручками. На Руси хозяйки наливали в него рассол для мужей, которые проснутся с «больной» головой.
За годы работы в цехе добились высокого качества продукции. Каждая емкость заполняется водой – так проверяют изделия на брак. Если есть дефекты, то их при возможности исправляют или отправляют изделие на переработку.
Этим занимается отдельный работник. В цехе каждый занят своей работой. Литье форм, каждое изделие покрывают перед обжигом специальной глазурью, затем в печь. Трудятся расписчицы – у них работа творческая, как и у всех, ответственная.
Олег Борисович показал нам весь цех, для него гости – дело привычное. Экскурсии проводятся в основном летом для отдыхающих, бывают пресс-туры для журналистов.
Отдыхающие в восторге от сувенирных магнитов, сосудов и тарелок. Покупают в подарок близким. Для себя – посуду.
У самого гончара дома нет глиняных изделий, за исключением двух солонок.
«Сапожник без сапог. Некогда делать для себя», – шутит Олег Жеденов.
В конце нашей встречи Олег Борисович сел за гончарный круг, чтобы сделать крынку. Но в итоге получился горшок: «Изменилось, что было задумано, такое бывает. Иногда командует глина, а не гончар».
Когда поет гончарный круг,
И мастер глину разминает, –
Никто пока еще не знает,
Что выйдет из-под этих рук/
На цыпочках, из-за спины
Следим мы, затаив дыханье,
Глазами впитывая знанья
Миров знакомых и иных.
А позже, дома, в уголке
Мы повторим его движенья,
Стараясь до изнеможенья
Предать уверенность руке!
И свой слегка кривой горшок
Мы ставим рядышком на полку.
Быть может, в нем и мало толку,
Но «…получилось – хорошо!»
И можно маме показать,
И перед девушкой гордиться,
Что посчастливилось учиться
И тоже нечто изваять!
Но рядом с амфорой горшок,
Как говорят сейчас, «не катит»…
За славой гнаться, может, хватит?
Она – как горизонт, дружок!
Не деньги, слава и почет
Дороже нам всего на свете –
Старик Державин нас заметит,
Но в гроб, представьте, не сойдет!
О, что я вижу! Сам не свой:
Себя – среди имен великих!
Как будто листья повилики
Сплелись с могучею листвой…
Пройдут года, и борода
Вслед побелеет за висками,
Но будем мы – учениками
Для Мастеров своих всегда…
(Александр Вольнов)