На одном из планерных совещаний в этом году депутаты ЗСК заслушали информацию заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края Олега Витальевича Сизонова по вопросу «Об исполнении полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Краснодарского края».

В 2008 году полномочия федеральных органов власти в области охраны и использования объектов животного мира были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. С выходом в 2010 году профильного закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия были расширены и конкретизированы.

В настоящее время в соответствии с принятым законом к основным полномочиям субъекта отнесены:

• осуществление государственного охотничьего надзора;

• охрана среды обитания объектов животного мира;

• выдача охотничьих билетов единого федерального образца;

• организация и осуществление государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира, в том числе отнесенных к объектам охоты;

• организация и проведение аукционов на право получения охотничьих угодий;

• выдача разрешений на добычу объектов животного мира, в том числе охотничьих;

• выдача разрешений на содержание объектов животного мира в полувольных условиях.

С 2009 по 2011 год в структуре органов исполнительной власти Краснодарского края полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществлял департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края. Однако в структуре департамента отсутствовало специальное структурное подразделение, отвечающее за осуществление переданных полномочий. На территории 44 муниципальных образований края функции по охране объектов животного мира осуществляли 14 государственных инспекторов, которые входили в состав отдела государственного экологического контроля департамента, также три человека работали в центральном аппарате. Такой кадровый состав не позволял в полной мере осуществлять переданные полномочия.

После завершения формирования в июле 2011 года в структуре департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края специализированного управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, специалисты Управления приступили к исполнению данных полномочий. В настоящее время федеральный государственный охотничий надзор на территории муниципальных образований края осуществляют 62 государственных инспектора, что полностью позволяет обеспечить проведение мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории муниципальных образований края.

Общая площадь охотничьих угодий на территории Краснодарского края составляет 6380 тыс. га – это горно-лесные и пойменные лесные угодья, плавневые угодья, в основном представленные сельскохозяйственными угодьями.

В составе охотничьих угодий Краснодарского края водно-болотные – 480 (7,5%); степные – 4400 (69%); лесные – 1500 (23,5%).

По состоянию на 31 декабря 2012 года 68,3% охотничьих угодий края переданы в пользование двадцати двум юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, 28,1% угодий относятся к категории общедоступных, здесь физические лица при наличии разрешительных документов имеют право свободно пребывать с целью охоты.

Популяции охотничьих животных испытывают значительный пресс, так как на территории края зарегистрировано более 90 тысяч охотников (не считая приезжих).

Охота осуществляется в летне-зимний период в зависимости от объекта охоты.

Я думаю, охотников заинтересует статистика численности основных видов охотничьих животных (таблица 1).

 

Анализ динамики численности охотничьих ресурсов показывает, что численность основных видов копытных остается на стабильно невысоком уровне, а популяция дикого кабана находится в депрессивном состоянии.

Серьезную озабоченность вызывает высокая численность и продолжающийся рост численности волка и шакала.

Отмечается стабильная положительная динамика по фазану и серой куропатке.

Численность по всем видам (за исключением хищников) не достигает оптимальной, что указывает на явный перепромысел, т.е. из популяций в результате охоты, воздействия хищников и других причин изымается большее количество животных, чем воспроизводится.

Складывающаяся ситуация по многим видам близка к критической и требует выработки научно-обоснованной стратегии использования «проблемных» видов, к определению основных параметров управления популяциями на перспективу, а это:

регулирование объектов изъятия или полный запрет по отдельным видам;

создание питомников по разведению (на краткосрочную перспективу — быстро восстанавливаемые виды: фазан, куропатка; на среднесрочную – копытные);

максимально быстрое снижение численности волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, серой вороны до предельного минимума;

проведение постоянного комплекса биотехнических мероприятий, направленных на улучшение кормовых, гнездовых и защитных условий для каждого вида;

расширение системы ООПТ, специализирующихся на охране и воспроизводстве различных охотничьих видов (таблица 2).

 

Вместе с тем требуется проведение постоянных максимально жестких мер по охране охотничьих ресурсов.

Создание управления, осуществляющего полномочия в области охраны, контроля (надзора) и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, значительно улучшило ситуацию в области охотничьего надзора (таблица 3).

 

Анализируя административные правонарушения за 2012 год, из 1106 выявленных нарушений можно выделить следующие виды:

• нарушение порядка оборота разрешений – 95 (8,5%)

• охота без документов – 239 (21,6%)

• использование запрещенных орудий охоты – 295 (26,7%)

• нарушение среды обитания – 390 (26,7%)

• нарушение путей миграции – 87 (7,9%)

Сформированная специальная структура по реализации переданных в области охоты федеральных полномочий за короткий период проделала определенную работу.

До 2012 года на территории Краснодарского края общедоступные угодия отсутствовали. Эта проблема не решалась много лет. Ранее 95% охотничьих угодий находились в пользовании Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ККОООР), которая являлась охотпользователем – монополистом на территории Краснодарского края. В результате добровольного отказа ККОООР от части закрепленных охотничьих угодий по экономическим причинам были сформированы общедоступные охотничьи угодья общей площадью 1795,8 тыс. га, что составило 29% охотничьих угодий края. Карта-схема размещена на сайте Министерства природных ресурсов Краснодарского края.

В течение 5 месяцев был организован учет охотников края, выдано 90 тысяч государственных охотничьих билетов. Сведения о всех охотниках внесены в охотхозяйственный реестр.

С учетом требований рационального неистощительного использования охотничьих ресурсов и в соответствии с приказом МПР России от 07.12.2011 года № 946 определены нормы нагрузки (пропускной способности) охотничьих угодий в рамках муниципальных образований.

 В процессе совещания депутатами было задано большое количество вопросов. Было отмечено, что охотничий комплекс края пока не избавился от целого ряда проблем. Об этом свидетельствуют встречи в округах – многие вопросы постоянно поднимаются избирателями – это система выдачи разрешительных документов на охоту, ограничения на получение путевок, стоимость услуг, установленная пользователями участков, недостаточные меры по охране охотничьих ресурсов и борьбе с браконьерством.

Председатель ЗСК В.А. Бекетов затронул тему эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на восполнение популяции охотничьих ресурсов. Руководитель законодательной власти региона поставил задачу по усилению контроля по соблюдению правил охоты и ведения охотничьего хозяйства, определил подходы по наведению порядка в этой сфере деятельности. Владимир Андреевич дал поручение профильному комитету ЗСК и министерству в ближайшее время заняться решением существующих проблем, принимать соответствующие документы. Работу выстроить так, чтобы у людей возникало как можно меньше вопросов.

Профильному министерству рекомендовано усилить контроль за исполнительской дисциплиной, организовать более результативную работу всех подведомственных структур, продолжить и завершить создание единой эффективной системы управления охотничьим комплексом Кубани.

Уже в апреле на 8-й сессии Законодательного Собрания Краснодарского края депутатами принят Закон «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Краснодарского края».

Законом установлен перечень охотничьих ресурсов Краснодарского края и перечень охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты на территории края. Помимо отдельных видов копытных, пушных животных и птиц, определенных федеральным законодательством об охоте, дополнительно к охотничьим ресурсам края отнесены большой баклан и серая ворона.

Закон также определяет порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, который будет носить заявительный характер. Распределение разрешений будет проводиться в соответствии с очередностью обращения заявителей в министерство природных ресурсов Краснодарского края и на основании случайной выборки (жеребьевки).

И. Конограева, депутат Законодательного Собрания Краснодарского края.

На фото. И. Д. Конограева  в зале заседаний Законодательного Собрания Краснодарского края.