В этом году фестиваль KUBANA переехал из нашей Веселовки ближе к Анапе, в станицу Благовещенскую. Публикуем интервью, в котором бессменный команданте, продюсер фестиваля KUBANA Илья Островский рассказал порталу ЮГА.ру о причине переезда и многом другом. Беседовала с Ильей Елена Лободина.
Каждый год KUBANA преподносит своим гостям все больше и больше сюрпризов. Чего ожидать в этом году?
Новые сцены, новые культурные жанры, новые исполнители, куча разных активностей для участников фестиваля. В этом году на KUBANA очень расширится культурная программа. У нас состоится эксклюзивный эксперимент – полноценная театральная постановка панк-оперы Эмира Кустурицы «Время цыган» по одноименному фильму на отдельной сцене с огромным количеством декораций. Впервые в Россию приезжает венгерский цирк ReCirquel, который специализируется на выступлениях на крупных опен-эйрах Европы.
В этом году фестиваль переезжает на новое место. Только вроде бы наладилось все с инфраструктурой в Веселовке, и тут вдруг вы решаете переехать. Почему?
Все, что строится на фестивале KUBANA – это временные конструкции, которые могут переезжать куда угодно в любой момент. Веселовка была в какой-то степени уже привычна для наших посетителей, но в последний год площадка работала на пике своих возможностей: палаточный лагерь был заполнен более чем на 95%, концертная зона более чем на 80%. Сложно предположить, что бы было, если бы приехало большее количество людей. Нам хотелось предоставить людям самые разные варианты проживания и более удобную транспортную доступность, а всем этим как раз и обладает Благовещенская.
Сложно ли даются приезды супер-звезд? Ведь наверняка для них это не только вопрос денег.
На сегодняшний день это для KUBANA совершенно не сложно, потому что фестиваль уже знают за рубежом. Все артисты, менеджеры, агенты между собой общаются, давно среди них есть информация, что существует такой фестиваль, где хорошая организация и туда можно ехать, не боясь. Так же, как на концерты, скажем, в Москву или Питер. Трудности, конечно, присутствуют, но они носят совершенно другой характер. Например, в этом году у всех артистов очень сложные технические райдеры. И полностью выполнить пожелания каждого из этих артистов, еще согласовать с другими выступающими на фестивале, бывает достаточно сложно. Но это все решаемые трудности.
Раз уж мы коснулись райдеров. Если исключить техническую составляющую, отвечают ли условия, которые там прописаны, условиям, которые предлагают курорты Кубани?
Конечно, всех артистов в первую очередь интересуют пятизвездочные отели каких-то всемирных сетей. А на сегодняшний день такая гостиница есть только в Геленджике, поэтому приходится искать компромиссы. Но в целом на бытовые условия пока еще никто не жаловался, и для каждого артиста можно найти что-то подходящее.
А правда ли, что гонорары за выступления в России больше гонораров за выступления, скажем, в соседней Европе?
К сожалению, это правда. Есть такой расхожий миф среди музыкальных агентов, что в России каждый второй – это нефтяной магнат и олигарх, и что здесь в целом очень много денег. Плюс среди промоутеров в России очень большая конкуренция, привезти одного и того же артиста хотят многие, поэтому, по большому счету, устраивается аукцион или тендер. Выбирают того, кто может предложить больше. Хотя существуют примеры, когда артист сам принимал решение в пользу того или иного мероприятия по каким-то другим соображениям.
Вы наверняка много ездите по зарубежным фестивалям. Видите ли там что-то такое, чего нет здесь, но что очень бы хотелось воплотить?
Огромное количество всего. И все то, что появляется на KUBANA, какие-то нововведения – это все я подсмотрел за границей. Я ориентируюсь только на зарубежные мероприятия и никогда на российские аналоги. Конечно же, индустрия развлечений, индустрия проведения крупных массовых мероприятий за рубежом оставила Россию далеко позади. Каждая моя новая поездка привносит что-то дополнительное и интересное, что я потом стараюсь реализовать на KUBANA.
Какие из этих нововведений было сложнее всего воплощать и адаптировать под нашу публику?
На самом деле, почти любое нововведение тяжело адаптировать в России, потому что у нас почти нет культуры массовых мероприятий. На Западе среди посетителей фестивалей есть 40-50-летние парочки, которые сейчас ездят на фестивали, как и 20-30 лет назад. В России этой культуре всего 10-15 лет, она только зарождается. Поэтому нет как культуры организации, так и культуры посещения таких мероприятий..
Например, на любом крупном европейском или американском фестивале существует так называемая программа залоговой стоимости тары. Это когда ты покупаешь какой-либо напиток, и за стаканчик, который ты возвращаешь, а не выкидываешь, тебе дают деньги. Так ни у кого не возникает желания сорить и бросать использованную посуду на землю. Мы попытались ввести эту программу в прошлом году, и столкнулись с теми хитростями, которые могут прийти в голову только российскому посетителю: купить стаканчики где-нибудь в поселке по рублю и сдать у нас за 10.
Много подобных вещей происходит. И, конечно же, большинство русских людей живет по схеме – это касается и посетителей, и предпринимателей, которые у нас работают – «мы живем сегодня, а завтра гори все адским пламенем». Это не дает возможности людям заботиться о комфорте своего пребывания на мероприятии, и, как следствие, всех окружающих. Вот в Европе никому не приходит в голову, даже если урну видишь только в 50 метрах от себя, кидать мусор на землю. У нас, к сожалению, это происходит сплошь и рядом.
Также происходит с предпринимателями, которые работают в округе: цены на проживание в период проведения KUBANA вырастают до фантастических размеров и становятся выше, чем в пик сезона где-нибудь в Испании. А предоставляемый сервис далеко не соответствует тем деньгам. Все хотят заработать сию секунду, не думая, приедут сюда люди на следующий год или уже не захотят. Мне как человеку, для которого важны перспективы и развитие, существовать таким образом достаточно сложно.
Долгожданная премьера фильма о kubana-2012!
Почему мы все с таким нетерпением ждем появления фильма о KUBANA каждый год? Неужели потому, что так хочется найти среди красочных кинокадров и свое счастливое лицо? Не исключено. А может быть потому, что фильм дарит нам возможность вспомнить те счастливые дни, проведенные прошлым летом на Полуострове Свободы? Несомненно. Но все же, главная ценность фильма о KUBANA состоит в том, что это удивительно точное и правдивое документальное свидетельство триумфа музыкальной революции на фестивале.
Итак, то, чего мы все так долго ждали, свершилось! Фильм о KUBANA-2012 смонтирован, подготовлен к показу и отполирован до блеска. Всероссийская телевизионная премьера состоится буквально в ближайшие пару недель, но первыми счастливчиками, которые смогут воочию увидеть, как отрывалась KUBANA-2012, по праву станут жители Краснодарского края. Ведь именно на краснодарском канале «9» в воскресенье 30 июня в 22.00 состоится телепремьера фильма «KUBANA-2012». Более двух часов лучшие моменты фестиваля будут оживать на экранах наших телевизоров, сообщает пресс-служба KUBANA.