В эти дни отмечает свой юбилей директор вечерней школы Темрюкского района Людмила Александровна Божкова. Ее юбилей совпал с 40-летием образования школы. Как складывалась судьба педагога, какие проблемы волнуют? Об этом в интервью с Людмилой Божковой.
– Людмила Александровна, почему выбрали профессию педагога?
– С детства мечтала стать учителем. Примером послужила моя первая учительница. С первых дней она окружила нас заботой и вниманием, у нее не было «любимчиков». Была строгой и справедливой. Главное в нашем учительском деле – найти подход к каждому ребенку, поддержать его в трудную минуту.
–Помните, как все начиналось?
– В районном образовании начала свой трудовой путь 31 год назад. Мне интересно работать и с малышами, и с подростками. После окончания педагогического училища в Краснодаре работала воспитателем в детском саду. Потом взяла первоклассников в школе № 1 в Темрюке. Сейчас они уже взрослые, но помнят меня, всегда здороваются. Приятно. Работала и заочно училась на филологическом факультете Кубанского государственного университета. Стала учителем русского языка и литературы. Признаюсь, трудно было расставаться с начальной школой. Но позже поняла, что и старшеклассники такие же дети, со своими характерами, интересами, только взрослее. С годами накапливался опыт общения с ребятами, родителями. Мне предложили должность завуча. Это тоже сложная работа, требующая организаторских способностей, творчества и много времени для подготовки и проведения внеклассных мероприятий.
– Получается, что Вы работали с детьми всех возрастов – от дошкольников до старшеклассников. Быстро согласились стать директором вечерней школы?
– На раздумье мне дали пять минут. Раньше вечернюю школу называли школой рабочей молодежи. Эта школа имеет социальную направленность. Не была уверена, что справлюсь с вечерниками, ведь эти ребята не смогли в свое время окончить школу по разным причинам. Кто-то был из неблагополучной семьи, где родителям безразлична судьба ребенка. Кто-то оступился и не нашел поддержки в обществе, остался один на один со своими проблемами. Были ребята, которые решили продолжить учебу после армии, и девчонки, которые рано, не по возрасту, стали мамами. Были и из категории так называемых «трудных подростков». И все это карательными мерами не исправишь. С тех пор ничего в обществе не изменилось. Проблемы те же. Вот где нужна душа учителя, его опыт. Чтобы подсказать, подбодрить, вселить веру в будущее и терпеливо ждать результата. Приходится и по домам учеников навещать, проводить беседы с ними и даже с их родителями. У нас подобрался хороший педагогический коллектив. В этом году вечерней школе исполняется 40 лет, я руковожу педагогическим коллективом 12 лет.
– Вы уже говорили о том, что вечерняя школа дает шанс получить образование, изменить свою жизнь. В каком возрасте можно сесть за парту?
– Учиться никогда не поздно. Получить в вечерней школе аттестат о среднем общем образовании и пройти курс основного общего образования могут все желающие от 16 лет. У нас был ученик который получил аттестат в 54 года! Выпускникам школы, сдавшим успешно ЕГЭ, выдается аттестат государственного образца, как и в обычной общеобразовательной школе. Хочу подчеркнуть, что обучение бесплатное. Филиалы вечерней школы есть в станицах района. Были годы, когда насчитывалось до тысячи учеников. Часть филиалов сокращена, сейчас осталось около трехсот учеников в г. Темрюке, ст. Курчанской, ст. Старотитаровской, ст. Вышестеблиевской, ст. Запорожской. К нам в Темрюк приезжают учиться из станиц Голубицкой и Ахтанизовской, поселков Кучугуры и Стрелка, хутора Белого. Занятия проводятся три раза в неделю.
– Что делается в школе для улучшения качества образования?
– В вечерней школе есть все необходимое для обучения: учебные кабинеты, библиотека, компьютеры с подключением к сети Интернет, мультимедийное оборудование, дающее возможность разнообразить уроки, сделать их более интересными и насыщенными. Общение с учениками не ограничивается уроками и зачетами. Ведется внеклассная работа: классные часы, беседы и встречи с интересными людьми, ветеранами, конкурсы, концерты, все как в любой школе.
– Активно обсуждается закон «Об образовании». Что он изменит в системе вечерней школы?
– Вечерние школы на деле помогают социально незащищенным слоям молодежи получить образование, адаптироваться в обществе, выбрать профессию. Среди наших выпускников многие стали успешными людьми. К сожалению, на протяжении последних лет систему вечерней школы недооценивают. Не идет речи о ней и в нормативных документах. Разумеется, нас волнуют вопросы качества образования, итоги ЕГЭ. Считаю, что к выпускникам вечерних школ требования на экзаменах должны быть немного иными, чем в обычных школах. Возможно, задания не должны быть слишком сложными. Это мое мнение, сделала этот вывод из своего многолетнего педагогического опыта. Будем надеяться на лучшее, что нас услышат, на наши проблемы обратят внимание.
Сегодня хочу поздравить всех педагогов и учителей вечерней общеобразовательной школы Темрюкского района. За сорок лет работы вечерней школы тысячи юношей и девушек Темрюкского района получили путевку в жизнь. Ради этого и работает педагогический коллектив.
Интервью взяла Нелля Тютюник.
На фото. Людмила Александровна Божкова. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»