Историю города создают его жители. Илья Митрофанович Павленко – это еще одна страница из жизни замечательных людей, оставивших яркий след на нашей земле. В Темрюкском музее хранятся фотографии, удостоверения к наградам, документы легендарного капитана порта Темрюк. Об огненных рейсах капитана Павленко не раз писали на страницах газеты «Тамань».
Нелегкая и интересная судьба досталась Илье Митрофановичу Павленко, участнику и свидетелю событий двух мировых войн, капитану порта Темрюк в годы Великой Отечественной войны, участнику событий освобождения Таманского полуострова. Все, что с ним происходило в жизни, он изложил на страницах дневника – тонкой тетрадочке и записной книжке. Но сделал это уже после войны. Писал эпизодами, отрывками, может, немного несвязно, но все, как было. Прожил почти век – 94 года. Фотографии, карту порта Темрюк военных лет, дневник капитана Павленко бережно хранит его дочь Анна Ильинична Коба.
На рубеже двух веков
Родился Илья Митрофанович в 1889 году в Крыму. В семье было 13 детей. Жили бедно. После окончания церковноприходской школы подался в батраки. В 1910 году призвали в царскую армию. В марте 1914 года в чине старшего унтерофицера демобилизовался, а в июле вновь был призван в армию. В первую мировую войну за отвагу и воинскую смекалку его представили к награде Георгиевским крестом. Тогда с тремя солдатамидобровольцами на лодке перебрались через реку в тыл врага на разведку. Обезоружили 18 солдат противника и взяли их в плен. Добыли необходимые сведения, поставленную задачу выполнили. Но награду Илья Митрофанович так и не смог получить. Сначала попал в плен. Несколько лет скитался на чужбине в АвстроВенгрии. Вернулся в Россию в 1918 году. Шла Гражданская война. В то тревожное время не до того было. После возвращения на Родину пришлось скрываться в Акманайских каменоломнях, чтобы не попасть в руки белогвардейцев. По приходу Красной Армии Илью Митрофановича назначили председателем местного ревкома. Поступил кладовщиком и журналистом в нефтеразведку НасырскоФеодосийского горного отдела. Год был неурожайным. Нужно было както выживать. Илья Митрофанович организовал артель по погрузке соли на пароходе в арабских сомных промыслах. За работу получили четыре вагона соли. Обменял на 12 вагонов картофеля на Украине.
Как судьба связалас нашим городом
В Темрюк приехал по предложению брата. Стал работать приемщиком рыбы на Вербенском рыбпункте, позже – на рыбзаводе.
В 1922 году стал ходить на парусном судне матросом. Перешел в научноисследовательский институт морского и рыбного хозяйства. Вот тут и представилась возможность продолжить образование: поступил на рабфак, заочно окончил Ростовское мореходное училище. Так капитан Павленко получил специальность штурмана малого плавания и связал свою жизнь с морем.
Война дает назначения
Илью Митрофановича назначили капитаном парохода «Горняк» в начале войны.
Фашисты теснили наши войска. Нужно было эвакуировать технику и ценности. Эту задачу выполняли экипажи судов Азовского пароходства. В их числе экипажи парохода «Горняк», военизированных судов «Одесский горсовет», «Эльбрус», где капитаном был Илья Митрофанович Павленко. Все рейсы проходили под огненным обстрелом фашистских самолетов. Перевозили военные грузы: «катюши», разборные самолеты, танки, снаряды. Во время одного из рейсов на Туапсе при выгрузке муки начался обстрел с воздуха. Капитана Павленко контузило, он потерял пятьдесят процентов зрения. После этого обстрела судно отправили на ремонт в Поти. Потом экипаж продолжил подвозить боеприпасы, продукты, солдат к фронту.
В начале войны капитану Павленко было 52 года. Он не был военнообязанным. Знал, что на счету был каждый мужчина: ктото отправился на фронт, комуто надо было перевозить грузы.
В 19411943 годах экипажи «Горняка» и «Эльбруса» по мобилизации командования Азовской военной флотилии выполняли боевые задания по высадке десантов в Керчи, Феодосии, подвозили боеприпасы и другое военное снаряжение. «Горняк» был потоплен в Керченском проливе 16 декабря 1941 года. «Эльбрус» потоплен в Анапском порту 21 июля 1942 года, «Одесский горсовет»– 25 июня 1943 года. В сентябре 1943 года Илья Митрофанович Павленко был откомандирован капитаном порта Геленджик.
С девчонками поднимали затонувший катер
В ноябре приехал в Темрюк, куда был назначен капитаном порта. Капитан Павленко приехал первого ноября 1943 года поздно вечером, он писал: «Из Ростова от Азовского пароходства получил приказ: принимайтесь за очистку порта, набирайте людей. А где взять, кто в армии, а кого немец угнал. Я набрал детей 6 и 7 класса, школьниц, ни одного мальчика, все девочки. И мы очистили порт, и подняли затопленные в порту катер «Метеор» и безымянную железную баржу со школьницами: две Бакаевых, одна Ольга, имя второй забыл, Тасилаева, Какабидзе, Гантарева, Орлова, Кузьменко и ряд других, всего было 16 девочек. А в портнадзоре работали две женщины Ломовских и Синюта». Вот такими силами приходилось налаживать работу в порту в годы войны. Всю жизнь капитан Павленко думал об этих отважных девчонках, выполнявших тяжелую не по годам миссию. Война сделала их сильными. Самое интересное, что спустя годы дочь капитана Павленко Анна Ильинична стала заведующей медпунктом Темрюкского консервного завода, где работала дочь одной из тех шестнадцати девчонок.
Капитану Павленко довелось заниматься расчисткой порта Анапы, перегонять суда.
Рейсы под огнем фашистов
Дочь хорошо помнит рассказы отца о том, как высаживали десанты в Керчи, вывозили раненых с крымского берега. В сопровождение давали торпедные катера. Выгружали продукты, боеприпасы на лед, пробиваясь как можно ближе к берегу. У широкого мола в Керчи были потоплены суда «Судком», «Местком», «Райкомвод», «Черноморец» потоплен у подходного канала Керчи. При подходе к Керчи замедляли ход, чтобы подойти в темноте и выгрузить боеприпасы, принять раненых и вернуться назад.
Дочь капитана Павленко отмечает: «Каждое событие, написанное рукой отца, для меня многое значит. Ведь ему довелось принимать порт Темрюк в 1943 году, вести суда под обстрелом фашистов. Не раз отцу приходилось принимать важные решения. Однажды вез маршала Советского Союза Василевского – уполномоченного ставкой Верховного главнокомандующего. О таком важном пассажире на борту корабля капитан не знал. Судно не пускали в порт на разгрузку, считая, что есть более важные грузы. Капитан стал доказывать свою позицию, что груз на корабле тоже важный. И тут его поддержал маршал Василевский, сказал, что действия капитана правильные.
В декабре 1945 года по приказу министерства морского торгового флота принимал танкер в Германии. Сделал два рейса в Ригу и Ленинград. С трудом получил расчет, а ведь был инвалидом третьей группы по зрению. И снова вернулся в Темрюк. Отец всегда выполнял свою работу ответственно, за что его ценили и уважали».
Память священна
И после войны продолжал трудиться. В августе 1949 года порт Темрюк был передан министерству рыбного хозяйства, и Илья Митрофанович стал капитаном рыбного порта, работал до 1952 года. Вклад капитан Павленко в Победу в годы войны за высадку десанта в КамышБуруне отмечен орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Кавказа», шестью медалями к юбилеям Победы. В мирное время Илья Митрофанович награжден знаком «Почетный работник морского флота», отмечен благодарностями за успешное выполнение правительственных заданий по перевозкам, за стахановскую работу.
О легендарном капитане Илье Митрофановиче Павленко помнят на таманской земле. В конференцзале морской администрации в г. Темрюке оформлен уголок, посвященный славному боевому и трудовому пути легендарного капитана порта Темрюк. К 65летию Победы по инициативе моряков, администрации района, общественности на здании морской администрации портов Тамани открыта памятная доска в честь капитана Павленко.